Программа развития деятельности

Программа развития деятельности

На главную

Профсоюз работников народного образования и науки

Российской Федерации

 

 

 

 

 

 

Приложение

к Постановлению

VI Съезда Профсоюза

от 31марта 2010 г. №6

 

 

 

 

 

 

ПРОГРАММА

РАЗВИТИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

ПРОФСОЮЗА РАБОТНИКОВ НАРОДОГО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

на 2010-2015 годы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

г. Москва

2010 г.

 

Введение

 

Настоящая Программа развития деятельности Профсоюза работников народного образования и науки Российской Федерации (далее – Профсоюз) подтверждает преемственность курса, выработанного предыдущим Съездом Профсоюза, по сохранению единого образовательного пространства и доступности качественных образовательных услуг, недопущению необоснованного сокращения сети и кадрового персонала образовательных учреждений, а также по повышению социального статуса педагогических работников.

Профсоюз подтверждает приверженность принципам отечественного и международного профсоюзного движения: единства, солидарности, справедливости, независимости.

Отвечая на вызовы времени, Профсоюзу наряду с решением традиционных вопросов необходимо обрести новый опыт взаимодействия с законодательной и исполнительной властью всех уровней, направленного на развитие и расширение социального диалога с государственными и общественными институтами в решении возникающих задач по реализации определенных стратегических направлений в сфере образования.

Профсоюз сегодня не просто формальное профессиональное объединение, а общероссийское объединение учителей, воспитателей, преподавателей, ученых, инженерно-технических работников, мастеров производственного обучения и обучающихся с активной гражданской позицией и убеждениями, способных конструктивно, творчески и ответственно совершенствовать и укреплять позиции организации в обществе, отстаивать свои интересы в открытом и принципиальном диалоге с властью.

 

Цели Программы:

 

r  развитие и совершенствование деятельности Профсоюза;

r  повышение способности профсоюзных организаций всех уровней адекватно и быстро реагировать на социально-экономические, содержательные и структурные изменения в сфере образования;

r  консолидация усилий всего профессионального сообщества на достижение необходимого результата по защите социально-трудовых прав и профессиональных интересов работников образования, социально-экономических прав студентов.

 

 

Внешние условия и факторы, влияющие на реализацию Программы:

 

r  глобализация и открытость системы образования, отвечающая запросам российского и международного рынков труда;

r  необходимость обеспечения инновационного характера развития (модернизации) всех уровней образования в соответствии с требованиями экономики, основанной на знаниях;

r  изменение правового положения образовательных учреждений, принципов управления в системе образования, внедрение рыночных механизмов в сферу образования;

r  введение новой системы оплаты труда работников образовательных учреждений, направленной на создание стимулов к качественному и результативному труду;

r  переход к уровневой системе подготовки кадров, создание многопрофильных и многоуровневых образовательных учреждений профессионального образования;

r  формирование современного кадрового потенциала, конкурентного рынка труда в сфере образования с учетом демографических изменений и оптимизации численности работников и сети образовательных учреждений;

r  создание современной системы непрерывного образования, подготовки, повышения квалификации и переподготовки профессиональных кадров, в том числе педагогических;

r  реализация национальной образовательной инициативы «Наша новая школа»;

r  формирование и внедрение нового поколения образовательных стандартов и механизмов контроля качества образовательных услуг с участием обучающихся, работодателей и профессионального сообщества.

 

Основные задачи Профсоюза:

 

Развитие конструктивного социального диалога организаций Профсоюза с органами государственной власти всех уровней, органами местного самоуправления, направленного на:

r  участие в реализации приоритетных задач государственной политики в сфере образования и сохранении единого образовательного пространства;

r  повышение статуса педагогических работников и качества кадрового потенциала образовательных учреждений;

r  создание необходимых, безопасных и комфортных условий труда для работников образования с целью эффективной и творческой реализации их трудовой функции, новых требованиям к качеству и условиям подготовки обучающихся;

r  содействие формированию здорового образа жизни работников образования.

r  содействие становлению и развитию системы государственно-общественного управления образованием, взаимодействие с институтами гражданского общества.

r  укрепление организационного и финансового единства Профсоюза и повышение качества работы профсоюзных организаций всех уровней.

r  повышение уровня корпоративной и правовой культуры, активности членов Профсоюза, профессионализма и ответственности выборных коллегиальных профсоюзных органов и руководителей профсоюзных организаций всех уровней структуры Профсоюза.

r  формирование позитивного имиджа Профсоюза и усиление его позиций в информационном пространстве.

r  развитие международного сотрудничества в рамках профсоюзного движения и изучение опыта деятельности родственных профсоюзов для внедрения в практику профсоюзной работы.

 

Основные направления деятельности Профсоюза

 

1. Обеспечение участия в реализации следующих приоритетных задач государственной политики в сфере образования:

 

r  реализация социально значимых проектов в сфере дошкольного, общего и профессионального образования, включая педагогическое в целях совершенствования кадрового потенциала сферы образования;

r  реализация планов действий Правительства Российской Федерации, региональных планов действий по модернизации дошкольного, общего и профессионального образования в 2010 году и на 2011-2015 гг., в том числе в рамках ФЦПРО, национальной образовательной инициативы «Наша новая школа»;

r  подготовка проектов федеральных государственных образовательных стандартов общего и профессионального образования с учетом их ресурсного наполнения, включающих нормы оплаты труда педагогических работников, оснащения рабочих мест, требования к объему, качеству и срокам предоставления образовательных услуг и др.;

r  формирование механизмов и единых критериев общественно-профессиональной оценки качества и результатов педагогического труда;

r  введение нового порядка аттестации педагогических работников;

r  создание моральных и материальных стимулов для привлечения в сферу образования молодых учителей, воспитателей;

r  введение новых систем оплаты труда педагогических работников;

r  внедрение новых моделей повышения квалификации педагогических работников;

r  инициирование и поддержка введения в практику законотворческой деятельности государственных органов власти обязательной социальной экспертизы законопроектов;

r  организация и проведение мониторингов на федеральном, региональном, муниципальном уровнях, связанных с оценкой качества и условий труда педагогических работников, оснащения рабочих мест, соблюдения требований к объему, качеству и срокам предоставления образовательных услуг.

 

2. Повышение социального статуса работников образования и обучающихся, для чего добиваться:

 

r  повышения престижности педагогического труда;

r  достижения уровня заработной платы педагогических работников, конкурентоспособного на рынке труда;

r  утверждения единых размеров базовых окладов (базовых должностных окладов), базовых ставок заработной платы по профессиональным квалификационным группам работников образования, устанавливаемых с учетом социальной значимости и ответственности их труда;

r  недопущения задолженности по выплате заработной платы работникам образования, а также преодоления причин нарастания этой задолженности;

r  усиления внимания федеральных и региональных органов исполнительной власти к проблемам профессионального становления, социально-экономической и правовой поддержки молодых учителей, преподавателей и воспитателей;

r  реализации права педагогических работников на периодическое повышение квалификации с предоставлением им права выбора формы повышения квалификации, а также установления порядка финансирования переподготовки педагогических кадров за счет бюджетных средств;

r  разработки и реализации органами власти всех уровней, образовательными учреждениями комплексов мер в области содействия занятости, подготовки, переподготовки и повышения квалификации высвобождаемых работников в условиях реорганизации и оптимизации сети образовательных учреждений с целью недопущения необоснованного массового сокращения педагогических и других работников;

r  повышение уровня государственной поддержки в финансировании мероприятий по организации отдыха, лечения и охраны здоровья работников и обучающихся;

r  сохранения действующих социальных льгот и гарантий работников образования и обучающихся;

r  установления системы льгот и гарантий работникам образования по предоставлению жилья (при ипотечном кредитовании, льготных ссуд и безвозмездные субсидии на строительство и приобретение жилья);

r  сохранения порядка досрочного назначения педагогическим работникам трудовой пенсии в связи с педагогической деятельностью;

r  развития и укрепления системы негосударственного пенсионного обеспечения работников образования на основе НПФ «Образование и наука»;

r  привлечения работодателей системы образования к софинансированию дополнительного пенсионного обеспечения работников образования в соответствии с соглашениями и коллективными договорами;

r  привлечения работников образования к массовому участию в государственной программе софинансирования накопительной части их трудовой пенсии;

r  совершенствования институциональных условий для развития социальной поддержки членов Профсоюза, на основе создания новых и укрепления действующих фондов социальной поддержки, в том числе кредитных потребительских кооперативов на уровне территориальных профсоюзных организаций для массового льготного кредитования членов Профсоюза;

r  совершенствования социально-экономической и правовой защиты студентов, законодательного закрепления минимального размера стипендии на уровне минимального размера оплаты труда;

r  формирования и реализации системы адресной социальной поддержки малоимущих и нуждающихся студентов;

r  решения проблем вторичной занятости студентов, трудоустройства и их адаптации к рынку труда;

r  улучшения социально-бытовых и жилищных условий обучающихся;

r  сохранения санаториев-профилакториев, спортивно-оздоровительных баз отдыха и лагерей, вузовских поликлиник.

 

3. Юридическая защита прав и интересов членов Профсоюза на основе:

 

r  участия в реализации и совершенствовании нормативно-правовой базы, в разработке и правовой экспертизе проектов законодательных и иных нормативных правовых актов, относящихся к социально-трудовой сфере и сфере образования, в целях сохранения и установления социальных и иных гарантий прав работников и обучающихся;

r  развития и расширения практики проведения общепрофсоюзных и региональных тематических проверок для осуществления масштабного мониторинга соблюдения трудового законодательства и разъяснительной работы по применению законодательства, повышения уровня правовых знаний, профилактического и правозащитного эффекта контрольных мероприятий;

r  совершенствования механизма взаимодействия с государственными органами контроля и надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, законодательства Российской Федерации в области образования на всех уровнях;

r  поиска, поддержки и обеспечения реализации на всех уровнях профсоюзной структуры инновационных форм правовой работы, направленных на повышение результативности правовой защиты;

r  повышения качества и расширения спектра предоставляемых юридических услуг членам Профсоюза;

r  систематического обучения профсоюзного актива с целью повышения правовой грамотности;

r  широкой популяризации результатов правозащитной работы и усиления пропаганды правовых знаний.

 

4. Защита прав и интересов членов Профсоюза на безопасные условия труда и здоровья на основе:

 

r  повышения эффективности профсоюзного контроля в области защиты прав членов Профсоюза на безопасные условия труда и здоровья;

r  обеспечения контроля за выполнением работодателями и должностными лицами представлений и требований технических инспекторов труда Профсоюза и уполномоченных (доверенных) лиц по охране труда образовательных учреждений;

r  учета в нормативах финансирования образовательных учреждений всех типов и видов затрат на проведение аттестации рабочих мест по условиям труда, обеспечение работников спецодеждой и другими средствами защиты, лечебно-профилактическим питанием, проведение медицинских осмотров, осуществление компенсационных выплат работающим во вредных и опасных условиях труда;

r  введения в штаты образовательных учреждений и органов управления образованием всех уровней специалистов по охране труда;

r  совершенствования форм взаимодействия с государственными органами надзора и контроля по осуществлению комплекса мер по защите прав членов профсоюза на охрану труда;

r  содействия организации отдыха и оздоровления членов Профсоюза.

 

5. Развитие социального диалога и социального партнерства:

 

r  совершенствование структуры, условий функционирования и управления системой социального партнерства в образовании с учетом разграничения компетенции федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и образовательных учреждений;

r  повышение эффективности договорного регулирования социально-трудовых отношений, в том числе на основе своевременного включения в соглашения и коллективные договоры положений, ориентированных на достижение конкретных результатов;

r  разработка и апробация инструментария мониторинга эффективности соглашений и коллективных договоров, создание банка положительных достижений на всех уровнях социального партнерства.

 

6. Институциональное и кадровое укрепление Профсоюза:

 

r  совершенствование нормативной базы внутрисоюзной работы, обеспечивающей эффективность и дальнейшую модернизацию структуры Профсоюза рациональное распределение полномочий между выборными профсоюзными органами разных уровней;

r  разработка стратегии кадровой политики Профсоюза, механизмов повышения эффективности оплаты труда, дополнительной социальной защиты профсоюзных работников и актива;

r  формирование при руководящих органах Профсоюза оптимальной структуры постоянно действующих комиссий и советов для организации и координации работы по наиболее актуальным задачам и инновационным проектам профсоюзной деятельности;

r  организация и внедрение в практику работы Профсоюза системы открытой оценки деятельности выборных коллегиальных профсоюзных органов и руководителей профсоюзных организаций всех уровней, в том числе с целью усиления исполнительской дисциплины выборных органов Профсоюза, формирования кадрового резерва Профсоюза и обеспечения притока молодых кадров в состав профсоюзных органов;

r  развитие общепрофсоюзной системы обучения и повышения квалификации профсоюзных кадров и актива;

r  формирование на каждом уровне профсоюзной структуры комплексных программ по мотивации профсоюзного членства, предусматривающих освоение новых и развитие традиционных мотивационных технологий;

r  создание и развитие институтов представителей (уполномоченных) Профсоюза и базовых территориальных организаций в федеральных округах;

r  расширение участия организации Профсоюза в системе государственно-общественного управления образовательными учреждениями (советы и другие органы самоуправления);

r  использование современных информационных технологий для повышения эффективности учета профсоюзного членства, внутрипрофсоюзной статистики и обучения профсоюзного актива;

r  повышение роли профсоюзных собраний первичных профсоюзных организаций в организационном укреплении и создании благоприятной мотивационной среды в Профсоюзе;

r  изучение и распространение позитивного опыта работы территориальных и первичных профсоюзных организаций по основным направлениям деятельности Профсоюза;

r  создание нормативно-методических, организационно-кадровых и информационно-коммуникационных условий для укрепления территориальных (местных) организаций Профсоюза, действующих на уровне городов, районов и иных муниципальных образований.

 

7. Совершенствование финансовой политики в Профсоюзе:

 

r  усиление направленности использования средств профсоюзного бюджета на реализацию уставных целей и задач, в том числе путем создания целевых фондов;

r  совершенствование системы распределения средств профсоюзного бюджета путем установления минимально допустимых размеров профсоюзных взносов отчислений по уровням профсоюзной структуры в соответствии со сложностью решаемых ими задач;

r  расширение доходной базы Профсоюза за счет привлечения дополнительных средств от предпринимательской и иной деятельности;

r  укрепление кадровой и нормативной основы деятельности контрольно-ревизионных органов в Профсоюзе.

 

8. Информационное обеспечение профсоюзной деятельности:

 

r  обеспечение открытости деятельности постоянно действующих выборных профсоюзных органов и регулярного информирования членов Профсоюза о результатах реализации уставных целей и задач Профсоюза;

r  расширение Интернет-представительства Профсоюза, его первичных и территориальных организаций;

r  модернизация центрального сайта и территориальных сайтов Профсоюза с учетом современных мультимедийных и интерактивных практик подачи информации;

r  консолидация электронных и печатных средств массовой информации Профсоюза в единый информационный пул с другими информационными ресурсами общественных организаций, учредителями которых является Профсоюз;

r  активное использование рекламных технологий и PR-акций в целях позиционирования Профсоюза в обществе;

r  формирование единого электронного почтового пространства на уровне территориальных и первичных профсоюзных организаций;

r  поэтапное введение в практику работы элементов автоматизированного учета профсоюзного членства.

 

9. Развитие взаимодействия с институтами гражданского общества:

 

r  обеспечение конструктивного сотрудничества с социальными партнерами и общественными организациями путем создания эффективно работающей партнерской и деловой сети Профсоюза, активное вовлечение в ее деятельность членов Профсоюза, представителей других заинтересованных общественных организаций;

r  существенное расширение в работе Профсоюза доли социально-проектной деятельности как в рамках собственных программ, так и с участием общественных организаций и политических партий;

r  инициирование и проведение на регулярной основе общественных слушаний, «круглых столов», конференций по наиболее актуальным вопросам образовательной политики;

r  организация и расширение образовательной деятельности организаций Профсоюза для членов Профсоюза, педагогической и родительской общественности по вопросам модернизации образования, деятельности образовательных учреждений с целью обсуждения проектов и результатов реализации решений органов власти в сфере образования;

r  активное участие в проведении независимой общественно-профессиональной и антикоррупционной экспертиз и общественного аудита проектов нормативных правовых актов и иных документов в сфере образования;

r  инициирование новых и участие в проведении и организации традиционных конкурсов профессионального мастерства, студенческих и молодежных конкурсов.

 

10. Международное сотрудничество:

 

r  продолжение активного сотрудничества с Интернационалом образования и другими зарубежными партнерами;

r  использование международных контактов и сотрудничества для выработки и осуществления мер по вопросам обеспечения общественного характера системы российского образования, доступности и равных возможностей получения образования всех уровней в контексте общемировой тенденции перехода национальных систем образования в сектор рыночных услуг;

r  представление и защита интересов членов Профсоюза на уровне международных организаций – Международной организации труда (МОТ), ЮНЕСКО, Всемирного банка, Всемирной торговой организации (ВТО);

r  участие в международных кампаниях и акциях солидарности по защите социально-экономических прав и интересов работников образования, общественного статуса системы образования.