14.01 - 3

14.01 - 3

На главную

Новости в законодательстве

 

Образовательная деятельность

 

Принят Федеральный конституционный закон от 21 декабря 2013 г. №  5-ФКЗ "О внесении изменений в статьи 4 и 6 Федерального конституционного закона "О Государственном флаге Российской Федерации" и статью 3 Федерального конституционного закона "О Государственном гимне Российской Федерации" о более широком использовании государственного флага и гимна России для воспитания гражданственности и патриотизма.

Поправки предусматривают, что государственный флаг должен быть постоянно вывешен на зданиях всех общеобразовательных организаций или установлен на их территориях. Также флаг России поднимается (устанавливается) во время массовых мероприятий (включая спортивные и физкультурно-оздоровительные), проводимых любыми образовательными организациями.

Кроме того, перед первым уроком (занятием) в день начала нового учебного года во всех образовательных организациях исполняют государственный гимн. Звучать он будет и во время проводимых ими торжественных мероприятий, посвященных государственным и муниципальным праздникам.

В обязательном порядке исполняется гимн России при открытии памятников и памятных знаков, установленных по решению госорганов и местных властей. Кроме того, согласно поправкам он должен звучать при открытии и закрытии торжественных собраний как в честь государственных, так и муниципальных праздников.

Федеральный конституционный закон вступает в силу с 1 сентября 2014 г.

*  *  *

Приказом Министерства образования и науки РФ от 15 ноября 2013 г. №  1243 "О внесении изменений в приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 4 июля 2013 г. №  531 "Об утверждении образцов и описаний диплома о среднем профессиональном образовании и приложения к нему" скорректированы формы и описания диплома о среднем профобразовании и приложения к нему. Документы введены в связи со вступлением в силу с 1 сентября 2013 г. нового Закона об образовании.

До 1 января 2014 г. организации, осуществляющие деятельность по программам среднего профобразования, вправе оформлять дипломы и приложения к ним, а также их дубликаты согласно ранее утвержденным приказам Минобрнауки России. С обозначенной даты они признаются утратившими силу.

Уточнен состав символов серии бланка диплома. Третий и четвертый - это двузначный цифровой код региона, на территории которого расположена организация. В серии диплома, выдаваемого лицу, обучавшемуся в филиале, расположенном в другом субъекте Российской Федерации или за рубежом, используется код того субъекта, где находится сама организация. Для дипломов студентов международной (межгосударственной) организации или ее филиала используется код "77" (Москва).

Установлены дополнительные требования к изготовлению бланков. Так, необходимо наличие просветно-затененного водяного знака (графический элемент "РФ"). Для надписи "ДИПЛОМ" на титуле используется шрифт Lazurski 37п, а не 16п. Последний используется для надписи "о среднем профессиональном образовании".

На первой странице бланка приложения, как и ранее, размещаются 2 колонки. Левая шириной 42,5 мм и правая - 106 мм. Изначально эти показатели составляли 60 мм и 150 мм соответственно.

Уточнен порядок заполнения таблицы, в которой указываются сведения о курсовых проектах (работах).

*  *  *

 

Постановлением Правительства РФ от 17 декабря 2013 г. №  1177 “Об утверждении Правил организованной перевозки группы детей автобусами” закреплены требования, предъявляемые при организации и осуществлении организованной перевозки группы детей (в т. ч. инвалидов) автобусами в городском, пригородном или междугородном сообщении.

Для перевозки детей используется автобус, с года выпуска которого прошло не более 10 лет. Он должен соответствовать по назначению и конструкции техническим требованиям к перевозкам пассажиров, быть допущенным к участию в дорожном движении и оснащен тахографом, а также аппаратурой спутниковой навигации ГЛОНАСС или ГЛОНАСС/GPS.

Перечислены документы, которые необходимы для осуществления перевозки.
К управлению автобусами допускаются те, кто имеет непрерывный стаж работы в качестве водителя транспортного средства категории "D" не менее 1 года, не подвергался в течение последнего года административному наказанию в виде лишения права управлять транспортом либо ареста за совершение правонарушения в области дорожного движения.

В группу для организованной перевозки запрещено включать детей возрастом до 7 лет при нахождении в пути следования согласно графику движения более 4 часов.

Руководитель организации или должностное лицо, ответственное за обеспечение безопасности дорожного движения, фрахтователь или фрахтовщик (по взаимной договоренности) обеспечивают подачу заявки на сопровождение автобусов автомобилями подразделения Госавтоинспекции.
При перевозках в междугородном сообщении организованной транспортной колонной в течение более 3 часов согласно графику движения перечисленные лица обеспечивают сопровождение такой группы детей медицинским работником.

В каждый автобус назначается сопровождающий. Если используются 2 и более автобуса, назначается старший ответственный за организованную перевозку группы детей и координацию действий водителей и ответственных по автобусам.

Медицинский работник и старший ответственный должны находиться в автобусе, замыкающем колонну.

Если дети находятся в пути следования согласно графику движения более 3 часов, в каждом автобусе должны быть наборы пищевых продуктов (сухие пайки, бутилированная вода) из ассортимента, установленного Роспотребнадзором или его территориальным управлением.

*  *  *

 

Качественное математическое образование необходимо каждому!

Распоряжением Правительства РФ от 24 декабря 2013 г. N  2506-р О Концепции развития математического образования в РФ определены базовые принципы, цели, задачи и основные направления развития математического образования в России.

Качественное математическое образование необходимо каждому для его успешной жизни в современном обществе. Основными проблемами развития математического образования являются низкая учебная мотивация школьников и студентов, устаревшее содержание учебных программ, нарушение преемственности между уровнями образования, нехватка квалифицированных преподавателей.

Поставлены задачи модернизировать содержание учебных программ на всех уровнях (с обеспечением их преемственности), исключить пробелы в базовых математических знаниях у каждого обучающегося, обеспечить наличие общедоступных информационных ресурсов и применение современных технологий образовательного процесса.

Особое внимание следует уделить повышению качества работы преподавателей математики и поддержке лидеров математического образования.

Не последнюю роль играют математическое просвещение и популяризация математики. Необходимо развивать как традиционные формы (например, математические кружки и соревнования), так и новые (интерактивные музеи математики, математические проекты на интернет-порталах и в социальных сетях, профессиональные математические интернет-сообщества).

*  *  *

 

Судебная практика

 

Отцу погибшего на производстве моральный вред компенсировали добровольно. Сколько полагается матери, подавшей иск?

Определение СК по гражданским делам Верховного Суда РФ от 4 октября 2013 г. N  18-КГ13-96 Суд оставил без изменения решение суда о компенсации морального вреда, поскольку суд, разрешая вопрос о размере компенсации морального вреда, признал установленным факт причинения истцу морального вреда в виде физических и нравственных страданий и определил размер компенсации морального вреда.

Мать работника, погибшего на производстве, обратилась с иском о компенсации ей морального вреда.

Одна из инстанций сочла, что размер сумм, заявленных ко взысканию, должен быть снижен.
Причина - работодатель указанного гражданина ранее уже выплатил в добровольном порядке суммы, в т. ч. в счет компенсации морального вреда, отцу этого сотрудника.

СК по гражданским делам ВС РФ указала на ошибочность такого подхода и пояснила следующее.

В силу ГК РФ размер компенсации морального вреда определяется судом.
Для этого принимаются во внимание характер причиненных потерпевшему физических и нравственных страданий, а также степень вины причинителя вреда (когда она является основанием возмещения вреда).

В рассматриваемом случае нижестоящий суд значительно уменьшил заявленный размер компенсации морального вреда. При этом не были приведены правомерные обоснования для подобного снижения.

Отцу погибшего моральный вред был компенсирован добровольно.
Между тем, как подчеркнула Коллегия, подобный факт не мог повлиять на право истца самостоятельно получить компенсацию.

Кроме того, необходимо было учитывать, что брак между отцом и матерью погибшего работника был расторгнут.

Мать рассчитывала на помощь и поддержку сына, смерть которого является невосполнимой утратой для нее. В результате она испытывает глубокие физические и нравственные страдания.
Соответственно, не было оснований, чтобы снизить размер сумм, заявленных ко взысканию.

*  *  *

 

Трудовое законодательство

 

Программист: трудовые функции

Приказом Министерства труда и социальной защиты РФ от 18 ноября 2013 г. №  679н "Об утверждении профессионального стандарта «Программист»" утвержден профессиональный стандарт программиста.

В нем дана характеристика трудовых функций в зависимости от уровня квалификации (выполняемые трудовые действия, необходимые умения и знания). Приведены требования к образованию и обучению, опыту практической работы.

Основная цель профессиональной деятельности программиста - разработка, отладка, проверка работоспособности и модификация программного обеспечения.

Профстандарт применяется работодателями при формировании кадровой политики, в управлении персоналом, при организации обучения и аттестации работников, разработке должностных инструкций, тарификации работ, установлении систем оплаты труда. Его также используют организации профобразования при разработке профессиональных образовательных программ.

*  *  *

 

Оплата труда в учреждениях: рекомендации на 2014 год.

Единые рекомендации по установлению на федеральном, региональном и местном уровнях систем оплаты труда работников государственных и муниципальных учреждений на 2014 год (утв. решением Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений от 25 декабря 2013 г., протокол №  11).

Подготовлены единые рекомендации по установлению на федеральном, региональном и местном уровнях систем оплаты труда работников государственных и муниципальных учреждений на 2014 г.

Определены принципы формирования систем оплаты труда. Так, зарплата должна зависеть от квалификации сотрудника, сложности выполняемой работы, количества и качества затраченного труда. Ее предельный размер нельзя ограничивать. Реальные зарплаты должны расти.
Перечислены обязательные нормы и условия оплаты труда. К ним отнесены МРОТ, районные коэффициенты, повышенная оплата труда за работу на вредных производствах и пр. Также должны применяться Единый тарифно-квалификационный справочник работ и профессий рабочих и профессиональные стандарты.

Системы оплаты труда устанавливаются и изменяются, в частности, с учетом годового фонда оплаты труда, мнения профсоюзов, аттестации работников, систем нормирования труда.
Пересмотр норм труда допускается по мере совершенствования или внедрения новой техники, технологии и проведения организационных либо иных мероприятий, обеспечивающих рост эффективности труда. О введении новых норм труда работники должны быть извещены не позднее чем за 2 месяца.

Отдельные положения посвящены оплате труда руководителей учреждений, их заместителей и главных бухгалтеров.

Даны рекомендации по формированию фондов оплаты труда.
Приведены особенности систем оплаты труда педагогических и медицинских работников, а также в учреждениях культуры, искусства и кинематографии.

*  *  *

 

Послерейсовые медосмотры обязательны для всех водителей, перевозящих пассажиров или опасные грузы.

Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. №  437-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О безопасности дорожного движения" и Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях по вопросам медицинского обеспечения безопасности дорожного движения" внесены поправки касающиеся прохождения водителями медосмотров.

На работодателей возложена организация проведения обязательных предварительных медосмотров лиц, принимаемых на работу водителем, и периодических (в течение трудовой деятельности не реже 1 раза в 2 года). Помимо предрейсовых медосмотров для водителей, перевозящих пассажиров или опасные грузы, предусмотрены обязательные послерейсовые осмотры врачом.

Автолюбители согласно поправкам проходят медосвидетельствование при получении прав, их замене в связи с истечением срока действия, а также при возврате прав.

Пройти медосмотр можно в любой медорганизации, имеющей лицензию на соответствующие услуги. А вот за заключениями психиатра и нарколога необходимо обращаться в специализированные государственные и муниципальные медорганизации, причем исключительно по месту жительства либо месту пребывания водителя.

Правительство РФ установит медицинские противопоказания и ограничения к управлению транспортными средствами. Выявление таких противопоказаний (ограничений) в ходе периодического медосмотра является основанием для аннулирования ранее выданной медсправки и прекращения права управления автомобилем. Также будет установлен перечень заболеваний (состояний), при которых можно управлять автомобилем при условии его оборудования специальными приспособлениями.

Вводится административная ответственность за нарушение порядка проведения медосвидетельствований и медосмотров водителей (кандидатов в них).

Федеральный закон вступает в силу через 90 дней после его официального опубликования.

*  *  *

Увеличена максимальная продолжительность периода ухода за детьми, засчитываемого в стаж для назначения пенсии.

Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. №  427-ФЗ "О внесении изменений в статью 11 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" и статью 1 Федерального закона "О средствах федерального бюджета, выделяемых Пенсионному фонду Российской Федерации на возмещение расходов по выплате страховой части трудовой пенсии по старости, трудовой пенсии по инвалидности и трудовой пенсии по случаю потери кормильца отдельным категориям граждан" увеличен период ухода за детьми, засчитываемый в страховой стаж для назначения пенсии.

Ранее в указанный стаж наравне с периодами работы и иной деятельности включалось время ухода одного из родителей за каждым ребенком до достижения им возраста 1,5 лет, но не более 3 лет в общей сложности. Поправками суммарная продолжительность засчитываемого периода увеличивается

Федеральный закон вступает в силу с 1 января 2014 г. Размеры установленных до этой даты пенсий пересчитываются без какого-либо заявления от гражданина на основании имеющихся в пенсионных органах документов. Однако если они отсутствуют, для пересчета требуется представить заявление и необходимые документы.

*  *  *

 

Герои Труда России будут получать соцподдержку наравне с Героями Социалистического Труда.

Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. №  397-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" скорректированы Законы о пенсионном обеспечении служивших в ОВД, ГПС, органах наркоконтроля, учреждениях и органах УИС, о предоставлении соцгарантий героям соцтруда, о дополнительном ежемесячном обеспечении россиян за выдающиеся достижения и особые заслуги перед страной, о бесплатной юрпомощи.

Поправками действие законов распространяется на Героев Труда России. Таким образом данные лица получают право на те же меры социальной поддержки (в т. ч. дополнительное ежемесячное обеспечение), что и Герои Социалистического Труда.

Поправки вступают в силу с 1 января 2014 г.

*  *  *

 

Чтобы получать хорошую пенсию, надо работать долго, легально и за приличную зарплату.

Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. №  400-ФЗ "О страховых пенсиях" с 1 января 2015 г. вводится новый порядок исчисления пенсий - т. н. новая пенсионная формула. Главная ее цель - обеспечить финансовую сбалансированность пенсионной системы и повысить солидарную ответственность государства, работодателей и самих работников за уровень пенсионного обеспечения.

Суть новой пенсионной формулы сводится к следующему. Возраст выхода на пенсию остается прежним: для мужчин - 60 лет; для женщин - 55 лет. Минимальный страховой стаж (стаж уплаты страховых взносов) для приобретения права на пенсию возрастет с 5 до 15 лет. Он будет увеличиваться ежегодно на 1 год начиная с 2015 г. В страховой стаж будут засчитывать те же "нестраховые периоды", что и ранее. При этом учитываемый в стаже период ухода за детьми до достижения ими 1,5 лет составит в общей сложности 6 лет (прежде - 3 года).

Размер пенсии зависит от суммы набранных за страховой стаж индивидуальных пенсионных коэффициентов (ИПК) и стоимости 1 пенсионного коэффициента в году назначения пенсии. ИПК за соответствующий год страхового стажа рассчитывается исходя из соотношения фактически начисленных за год за работника страховых взносов и их нормативного размера (исчисляется из максимальной годовой зарплатной базы, облагаемой взносами). Стоимость 1 пенсионного коэффициента станет ежегодно определяться федеральным законом о бюджете ПФР.

Сохраняется право на досрочную пенсию работникам вредных, опасных производств и иным категориям граждан, но при условии наличия определенной суммы ИПК.

Таким образом, размер будущей пенсии будет напрямую зависеть от зарплаты. Чем она выше и легальнее, тем больше будет пенсия.

Чтобы стимулировать граждан выходить на пенсию в более позднем возрасте, предусмотрены повышающие коэффициенты. Причем чем позже человек обратится за пенсией, тем больше она будет.
К страховой пенсии устанавливается фиксированная выплата в размере 3 935 руб. в месяц. Она также будет повышаться в случае более позднего выхода на пенсию. Для некоторых категорий граждан (лица старше 80 лет, инвалиды I группы и др.) предусмотрена повышенная величина фиксированной выплаты.

Новая пенсионная формула сохраняет перерасчет пенсий работающим пенсионерам.
Механизм индексации пенсий останется прежним.

Порядок расчета страховых пенсий по инвалидности и по случаю потери кормильца в целом аналогичен прежнему с учетом введения индивидуального пенсионного коэффициента взамен расчетного пенсионного капитала.

Пенсионеров, получающих трудовые пенсии, с 1 января 2015 г. переведут на новый порядок расчета пенсии. При этом размер страховой пенсии, определенной по новым правилам, не может быть для них ниже получаемой ранее.

Планируется, что новая пенсионная формула позволит довести средний размер страховой пенсии по старости к 2030 г. до уровня 2,5-3 прожиточных минимумов пенсионера. При условии уплаты страховых взносов не менее 35 лет и при средней зарплате пенсия составит до 40% заработка.
Федеральный закон вступает в силу с 1 января 2015 г., за исключением отдельных положений, для которых предусмотрен иной срок введения в действие.

*  *  *

 

Федеральный закон от 28 декабря 2013 г. №  422-ФЗ "О гарантировании прав застрахованных лиц в системе обязательного пенсионного страхования Российской Федерации при формировании и инвестировании средств пенсионных накоплений, установлении и осуществлении выплат за счет средств пенсионных накоплений" пенсионным накоплениям граждан гарантирует сохранность.

Система гарантирования пенсионных накоплений должна обеспечить стабильное получение накопительной пенсии. Участие в ней обязательно для всех страховщиков, занимающихся обязательным пенсионным страхованием. При этом НПФ должны соответствовать определенным требованиям. В их числе - наличие статуса акционерного общества. В систему войдут лишь те НПФ, чья деятельность будет признана ЦБ РФ удовлетворительной. Фонды, отказавшиеся от участия в системе, должны прекратить договоры об ОПС и передать пенсионные накопления в ПФР.

Законом предусмотрена двухуровневая система гарантирования накоплений: формируемые каждым страховщиком резервы по ОПС и фонд гарантирования пенсионных накоплений. Последний создается за счет взносов страховщиков (в том числе ПФР). Из него будут происходить выплаты гражданам при наступлении гарантийного случая. Таковым признаются банкротство страховщика, аннулирование у него лицензии или недостаточность пенсионных накоплений (когда их сумма на счетах ниже номинального размера уплаченных страховых взносов). Формировать фонд поручено Агентству по страхованию вкладов. Оно же будет выступать конкурсным управляющим (ликвидатором) при банкротстве НПФ.

Система гарантирует сохранность пенсионных накоплений в размере уплаченных взносов на накопительную часть пенсии (включая дополнительные, взносы работодателя, суммы по программе софинансирования накопительной пенсии, средства материнского капитала). Гарантируется и капитализированный доход от инвестирования пенсионных накоплений, но при условии смены НПФ не чаще 1 раза в 5 лет.

Предусмотрен следующий механизм работы системы гарантирования пенсионных накоплений. При наступлении гарантийного случая первоначальным источником покрытия недостатка средств пенсионных накоплений становится резерв по ОПС, затем при его недостаточности - личные средства НПФ, а если и их не хватает - средства фонда гарантирования.
Основным источником формирования фонда гарантирования является доход от инвестирования пенсионных накоплений. Однако при его отсутствии возможны отчисления из собственных средств, а если и их недостаточно - из пенсионных накоплений.

Закон устанавливает минимальные значения ставок гарантийных взносов для страховщиков, а также максимальный размер фонда. Конкретные величины ставок будет определять ЦБ РФ.
Федеральный закон вступает в силу с 1 января 2014 г., за исключением отдельных положений, для которых предусмотрены иные сроки введения в действие. Так, основные положения о гарантировании пенсионных выплат начинают применяться с 1 января 2015 г.

*  *  *

 

В сфере соцобслуживания населения сделан упор на профилактику и индивидуальный подход.

В Федеральном законе от 28 декабря 2013 г. №  442-ФЗ "Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации" четко прописаны принципы, условия и порядок предоставления, а также состав и содержание социальных услуг.

Определены основания для признания граждан нуждающимися в социальном обслуживании. Это наличие обстоятельств, которые ухудшают или могут ухудшить условия жизнедеятельности лица. Например, частичная или полная утрата способности к самообслуживанию и/или передвижению; наличие в семье инвалида, нуждающегося в постоянном постороннем уходе; внутрисемейные конфликты; насилие в семье; беспризорность несовершеннолетних; отсутствие определенного места жительства, работы и средств к существованию.

Основанием для предоставления соцобслуживания может быть заявление как самого гражданина, так и его законного представителя, иных лиц, органов и общественных объединений.

Особый упор сделан на профилактику нуждаемости граждан в соцобслуживании. Вводится социальное сопровождение. То есть гражданам при необходимости могут оказать содействие в получении необходимой медицинской, психологической, педагогической, юридической, социальной помощи.

Закрепляется принцип осуществления соцобслуживания исходя из индивидуальной нуждаемости в соцуслугах. Последние могут предоставляться в стационаре, полустационарных условиях и на дому. Предусмотрена разработка индивидуальной программы оказания соцуслуг.
В неотложных случаях могут оказываться срочные социальные услуги (обеспечение бесплатным питанием, одеждой и предметами первой необходимости, содействие в получении временного жилья, юридической и экстренной психологической помощи и др.).

Согласно закону платность соцуслуг, предоставляемых в полустационарных условиях и на дому, базируется на адресном подходе к их получателям и зависит от уровня их среднедушевого дохода. Ограничивается предельный размер платы за соцуслуги. При этом закреплено, что новые условия предоставления соцуслуг не должны ухудшить положение тех, кто имеет право на их получение в настоящее время. В том числе это не должно привести и к повышению платы за услуги для указанных лиц.

Бесплатно соцуслуги оказываются следующим категориям. Во всех формах - несовершеннолетним детям, а также пострадавшим от чрезвычайных ситуаций и вооруженных межнациональных (межэтнических) конфликтов. На дому и полустационарной форме бесплатно могут получать соцуслуги граждане, чей среднедушевой доход ниже установленной величины. Размер предельного среднедушевого дохода для предоставления соцуслуг бесплатно будут определять региональные власти (но не менее 1,5 регионального прожиточного минимума).

Прописаны права и обязанности поставщиков и получателей соцуслуг, предусмотрено ведение реестра поставщиков и регистра получателей.

К оказанию соцуслуг привлекут бизнес. Вводится общественный контроль в сфере соцобслуживания.

Федеральный закон вступает в силу с 1 января 2015 г.

*  *  *

 

Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. №  426-ФЗ "О специальной оценке условий труда" реформирована процедура оценки условий труда на рабочих местах.

Специальная оценка условий труда призвана заменить прежние процедуры - аттестацию рабочих мест и государственную экспертизу условий труда.

Она предполагает переход от "списочного" подхода к предоставлению гарантий и компенсаций работникам вредных и опасных производств к учету фактического воздействия на организм сотрудника вредных и (или) опасных факторов производственной среды и трудового процесса.

Специальная оценка условий труда предусматривает однократное исследование работодателем рабочего места. Ее результаты учитываются при уплате страховых взносов в ПФР, в целях предоставления гарантий и компенсаций работникам, а также в иных процедурах в сфере охраны труда (обеспечение работников СИЗ, организация медосмотров, оценка уровня профессиональных рисков, расследование несчастных случаев на производстве и профзаболеваний и др.).

Условия труда по степени вредности и опасности подразделены на 4 класса - оптимальные, допустимые, вредные и опасные. Вредные к тому же подразделены на 4 подкласса. Предусмотрена возможность снизить класс (подкласс) условий труда в случае применения работниками эффективных СИЗ, а также в отношении рабочих мест в соответствии с отраслевыми особенностями.
Закон определяет этапы проведения специальной оценки условий труда, права и обязанности работодателя, работника и осуществляющей оценку организации, требования к последней.

В отношении рабочих мест, на которых не выявлены потенциально вредные и (или) опасные факторы, предусмотрено декларирование соответствия условий труда государственным нормативным требованиям. Условия труда на таких рабочих местах признаются допустимыми. Декларация действительна в течение 5 лет и автоматически продлевается еще на столько же при отсутствии несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.

В случае декларирования работодатель освобожден от необходимости проводить дорогостоящие процедуры по исследованию и измерению потенциально вредных и опасных факторов производственной среды и трудового процесса.

Для оптимизации расходов на специальную оценку условий труда закон предусматривает возможность учитывать результаты исследований и измерений, полученных испытательной лабораторией (центром) работодателя в ходе проведения производственного контроля.

В законе приведен перечень подлежащих измерению факторов производственной среды и трудового процесса. Он сформирован с учетом правоприменительной практики и согласуется с российскими и международными стандартами.

Расширена степень участия профсоюзов в проведении оценки условий труда.

Предусмотрено формирование федеральной государственной информационной системы учета результатов специальной оценки условий труда. Кроме того, работодателей обязали размещать результаты оценки на своих официальных интернет-сайтах.

Федеральный закон вступает в силу с 1 января 2014 г., за исключением отдельных положений, для которых предусмотрен иной срок введения в действие.

*  *  *

 

Про гарантии работникам вредных производств, запрет подменять трудовые договоры гражданско-правовыми и другое.

            Федеральный закон от 28 декабря 2013 г. №  421-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О специальной оценке условий труда. Основная часть поправок обусловлена введением специальной оценки условий труда. Она становится основным инструментом для решения вопроса о предоставлении гарантий и компенсаций в связи с работой во вредных и опасных условиях. Указанная оценка призвана заменить аттестацию рабочих мест по условиям труда. Кроме того, вместо процедуры обязательной сертификации организации работ по охране труда вводится декларирование соответствия условий и охраны труда государственным нормативным требованиям на основе результатов специальной оценки условий труда.

Кроме того, скорректировано трудовое законодательство. Поправки разрешают увеличивать максимальную продолжительность рабочего времени на работах с вредными и (или) опасными условиями труда с 36 до 40 часов в неделю, но только с согласия работника и при условии выплаты денежной компенсации. При этом сохраняется минимальная продолжительность ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска (7 календарных дней). Дни дополнительного отпуска сверх этого можно заменять с согласия работника денежной компенсацией. Сохраняется и размер повышенной оплаты труда (не ниже 4%).

Предусмотрена возможность увеличения для указанных работников максимальной продолжительности ежедневной смены: при 36-часовой рабочей неделе - с 8 до 12 часов; при 30-часовой и менее - с 6 до 8 часов. Однако это допускается лишь в пределах сокращенной рабочей недели и при условии письменного согласия работника.

Кроме того, на предприятиях с вредными или опасными условиями труда разрешается применять суммированный учет рабочего времени (учетный период - 3 месяца).

Ряд изменений касается всех работников. В частности, вводится прямой запрет на заключение гражданско-правовых договоров, фактически регулирующих трудовые отношения между работником и работодателем. Отношения, возникшие на основании таких договоров, могут быть признаны трудовыми работодателем по заявлению работника или предписанию госинспектора труда либо в судебном порядке.

Существенные изменения затрагивают пенсионное обеспечение лиц, занятых на работах с вредными и (или) опасными условиями труда. Право на досрочную трудовую пенсию сохраняется за ними при условии уплаты работодателями страховых взносов в ПФР по дополнительным тарифам.
Усиливается административная и уголовная ответственность за нарушения трудового законодательства. Вводится административная ответственность за уклонение от оформления трудового договора.

Вносятся коррективы в Закон об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования. Снижен размер финансовых санкций за неподачу или несвоевременное направление в ПФР сведений о страховых взносах и страховом стаже.

Ряд поправок обусловлен созданием системы гарантирования пенсионных накоплений.

На 2015-2021 гг. вводится особый порядок индексации предельной величины базы для начисления взносов в ПФР.

Федеральный закон вступает в силу с 1 января 2014 г., за исключением отдельных положений, для которых предусмотрен иной срок введения в действие.

*  *  *