Информационный бюллетень

Информационный бюллетень

На главную

 

Кыштовская районная организация Профсоюза    работников  народного  образования и науки РФ

 

 

ИНФОРМАЦИОННЫЙ БЮЛЛЕТЕНЬ

«Новый порядок аттестации рабочих мест в образовательном учреждении»

            С 1 сентября 2011 года вступил в силу новый Порядок аттестации рабочих мест по условиям труда. В документе  детально прописан регламент проведения  процедуры аттестации рабочих мест, состав участников, их обязанности и требования к ним.

           Приказом Минздравсоцразвития России от 26.04.2011 N 342н утвержден новый Порядок аттестации рабочих мест по условиям труда (далее - Порядок).

 

Что такое аттестация рабочих мест по условиям труда?

        Аттестация рабочих мест по условиям труда (АРМ) - это оценка условий труда на рабочих местах. АРМ  проводят в целях:

Ø   выявления вредных и (или) опасных производственных факторов;

Ø   осуществления мероприятий по приведению условий труда в соответствие с государственными нормативными требованиями охраны труда (ст. 209 ТК РФ).

Кто должен проводить аттестацию рабочих мест?

Обязанности по обеспечению проведения аттестации возлагаются на работодателя (ст. 212 ТК РФ).

Кто устанавливает правила аттестации?

           Аттестация рабочих мест по условиям труда проводится в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда (ст. 209 ТК РФ). Таким ведомством на сегодняшний день является Минздравсоцразвития России (Постановление Правительства РФ от 30.06.2004 N 321).

 

Для чего проводится  аттестация рабочих мест по условиям труда?

       Результаты аттестации используются в целях:

Ø   разработки и реализации мероприятий по приведению условий труда в соответствие с государственными нормативными требованиями охраны труда;

Ø    контроля за состоянием условий труда на рабочих местах;

Ø   оценки профессионального риска;

Ø   подтверждения соответствия организации работ по охране труда государственным нормативным требованиям охраны труда;

Ø   подготовка контингентов и поимённого списка лиц, подлежащих обязательным предварительным (при поступлении на работу) и периодическим (в течение трудовой деятельности) медицинским осмотрам (обследованиям) работников;

Ø   расчёта скидок (надбавок) к страховому тарифу в системе обязательного социального страхования работников от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;

Ø   обоснования ограничений труда для отдельных категорий работников;

Ø   решения вопроса о связи заболевания с профессией при подозрении на профессиональное заболевание, а также при установлении диагноза профессионального заболевания;

Ø   обеспечения работников средствами индивидуальной защиты;

Ø   установления сокращенной продолжительности рабочего времени, ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска, повышенной оплаты труда работникам, занятым на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными и иными особыми условиями труда;

Ø   приведения в соответствие наименований должностей (профессий) с наименованиями, указанными в Общероссийском классификаторе профессий рабочих, должностей служащих и тарифных разрядов и т.д.;

Ø   информирования работников об условиях труда на рабочих местах, о существующем риске повреждения здоровья, о мерах по защите от воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов и полагающихся работникам, занятым на тяжёлых работах, работах с вредными и (или) опасными и иными особыми условиями труда, компенсациях.

Периодичность проведения аттестацию  рабочих  мест по условиям труда?

         Сроки проведения аттестации устанавливает работодатель исходя из того, что каждое рабочее место должно быть аттестовано не реже одного раза в пять лет (п. 8 Порядка). Это положение осталось неизменным. Однако теперь в Порядке говорится о том, что указанный срок отсчитывают от даты завершения предыдущей аттестации. За дату начала проведения очередной аттестации принимают дату издания приказа об утверждении состава аттестационной комиссии и графика аттестации.

         В новом Порядке отмечено, что аттестация вновь организованных рабочих мест должна быть начата не позднее чем через 60 рабочих дней после  ввода их в эксплуатацию.

Внеплановая аттестация рабочих мест

        Введено понятие внеплановой аттестации. Она проводится (п. п. 47 и 48 Порядка):

Ø   при вводе в эксплуатацию вновь организованных рабочих мест - в полном объеме;

Ø   по результатам государственной экспертизы условий труда, проведенной в целях оценки качества процедуры аттестации;

Ø   при выполнении мероприятий по приведению условий труда в соответствие с государственными нормативными требованиями охраны труда, а также мероприятий по улучшению условий труда;

Ø   замене производственного оборудования;

Ø   в случае изменения технологического процесса;

Ø   изменения средств коллективной защиты.

          Результаты внеплановой аттестации оформляют в общем порядке. При этом для каждого рабочего места создается новая карта аттестации с учетом изменений и дополнений.

            Какие рабочие места подлежат аттестации?

      Аттестации подлежат все рабочие места учреждения (п. 4 Порядка).

        Однако в отдельных случаях проведение измерений, а также оценка факторов рабочей среды и трудового процесса могут угрожать безопасности работников или специалистов, проводящих аттестацию.
             В таких ситуациях аттестационная комиссия выносит мотивированное решение о том, что измерения и оценка проводиться не будут, условия труда на данных рабочих местах относятся к опасным. Такое решение оформляют в письменном виде, оно подписывается членами аттестационной комиссии и прилагается к материалам аттестации.

 

Аттестация аналогичных рабочих  мест

       Рабочие места являются аналогичными, если они характеризуются совокупностью следующих признаков:

Ø   профессии или должности  одного наименования;

Ø   выполнение одних и тех же профессиональных обязанностей при ведении однотипного технологического процесса в одинаковом режиме работы;

Ø   использование однотипного производственного оборудования, инструментов, приспособлений, материалов;

Ø   работа в одном или нескольких однотипных помещениях;

Ø   используются однотипных систем  вентиляции, кондиционирования воздуха, отопления и освещения;

Ø   одинаковое расположение объектов (производственное оборудование, транспортные средства и т.п.);

Ø   существует одинаковый набор вредных и (или) опасных производственных факторов одного класса и степени;

Ø    одинаковая обеспеченность средствами индивидуальной защиты;

Ø   Одинаковый набор вредных и (или) опасных производственных факторов одного класса и степени.

        Если все условия выполнены, рабочие места признают аналогичными.   

Оценка вредных и (или) опасных производственных факторов на аналогичных рабочих местах  производится на основании данных, полученных при аттестации 20 % таких рабочих мест от общего числа рабочих мест (но не менее двух).

       При выявлении хотя бы одного рабочего места, не отвечающего признакам аналогичности, оценке подвергаются 100% рабочих мест. После этой оценки определяется новый перечень рабочих мест, подлежащих аттестации.

         На аналогичные рабочие места заполняется одна карта аттестации рабочего места по условиям труда.

          Условия труда и мероприятия по их улучшению, установленные хотя бы для одного рабочего места из 20%  аналогичных рабочих мест, являются едиными для всех аналогичных рабочих мест (п. 40 Порядка).

Аттестация нестационарных рабочих мест.

               Нестационарное рабочее место – это место с территориально меняющимися рабочими зонами, где рабочей зоной считается часть рабочего места, оснащённая необходимыми средствами производства, в которой один или несколько работников выполняют сходную по характеру работу или операцию (например, рабочее место уборщицы служебного помещения, электрика, сантехника и т.д.).

       Если рабочее место  является нестационарным, порядок его аттестации несколько меняется.

       Сначала определяют типичные технологические операции со стабильным набором и величиной вредных и (или) опасных производственных факторов.

       Затем производят оценку этих операций. Время выполнения каждой операции определяется экспертным путем (на основании локальных нормативных актов), путем опроса работников и их непосредственных руководителей.

Об ответственности за проведение аттестации рабочих мест по условиям труда

       В п. 52 Порядка  прописано, что ответственность за проведение аттестации, достоверность и полноту представления информации в государственную инспекцию труда возлагается на работодателя. Ответственность за достоверность проведения измерений и оценок лежит на работодателе и аттестующей организации. В прежнем Порядке такой нормы не было.

        Нарушение законодательства о труде и об охране труда грозит административными штрафами (ст. 5.27 КоАП РФ). Для должностного лица размер административного штрафа  составляет  от 1000 до 5000 рублей, а если должностное лицо было ранее подвергнуто административному наказанию за аналогичное правонарушение, то это может повлечь дисквалификацию на срок от одного года до трех лет.

Распределение обязанностей по проведению аттестации рабочих мест по условиям труда

В новом Порядке более четко распределены обязанности по организации и проведению аттестации между ее участниками.

Аттестацию проводят совместно работодатель и аттестующая организация. Ее привлекают на основании договора гражданско-правового характера (п. 6 Порядка). Ранее аттестующую организацию привлекали лишь при необходимости.

Аттестационная комиссия

         Для организации и проведения аттестации работодателем создаётся аттестационная комиссия, а также определяется график проведения работ по аттестации. Состав аттестационной комиссии, а также график проведения работ по аттестации утверждаются приказом работодателя.

   В  состав аттестационной комиссии включаются:

Ø    Представители  работодателя (руководители структурных подразделений). Кто-то из них будет возглавлять аттестационную комиссию;

Ø   специалист по охране труда;

Ø   представители выборного органа первичной профсоюзной организации;

Ø   представители аттестующей организации. Они и проводят оценку соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда (п. п. 14, 20 и 29 Порядка).

       Возглавляет аттестационную комиссию представитель работодателя.

     Обязанности аттестационной комиссии

         Аттестационная комиссия:

1. Осуществляет руководство и контроль за проведением аттестации на всех ее этапах.
2. Формирует комплект необходимых для проведения аттестации нормативных правовых и локальных нормативных актов, организационно-распорядительных и методических документов и организует их изучение.
3. Составляет  перечень рабочих мест, подлежащих аттестации (его образец дан в Приложении N 1 к Порядку).

4. Готовить предложения по приведению наименований профессий и должностей работников в соответствие с  требованиями Единого тарифно-квалификационного справочника работ и профессий рабочих и Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих.
5. Присваивает номер  каждому рабочему месту  уникальный порядковый номер (не более восьми знаков: от 1 до 99 999 999).

6. Заполняет и подписывает карты аттестации.

7. Готовит предложения по приведению наименований профессий и должностей работников в соответствие с требованиями Единого тарифно-квалификационного справочника работ и профессий рабочих и Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих.

8.  Готовит предложения (при необходимости) о внесении изменений и (или) дополнений в трудовой договор в части обязательства работодателя:

Ø по обеспечению работника средствами индивидуальной защиты;

Ø установлению соответствующего режима труда и отдыха;

Ø по  установлению сотрудникам  гарантий и компенсаций за работу с вредными и (или) опасными условиями труда в соответствии с законодательством.

8. По результатам аттестации разрабатывает план мероприятий по приведению условий труда в соответствие с государственными нормативными требованиями охраны труда. В плане мероприятий  по приведению условий труда в соответствие с государственными нормативными требованиями охраны труда указываются источники финансирования мероприятий, сроки их выполнения, исполнители и устраняемые вредные (или) опасные производственные факторы по конкретным рабочим местам.

Аттестующая организация

       В новых правилах  определены требования к аттестующей организации. Ею может являться юридическое лицо, аккредитованное в порядке, установленном Приказом Минздравсоцразвития России от 01.04.2010 N 205н.
       Аттестующая организация должна быть независимым лицом по отношению к работодателю, на рабочих местах которого проводится аттестация.
      Работодатель вправе привлечь для выполнения работ по аттестации несколько аттестующих организаций. При этом между аттестующими организациями работа по аттестации  может быть распределена как по количеству рабочих мест, подлежащих аттестации, так и по видам работ, выполняемых на данных  рабочих местах.

      При проведении аттестации работодатель вправе требовать от аттестующей организации:

Ø документального подтверждения аккредитации на право оказывать услуги в области охраны труда в части проведения аттестации рабочих мест путём предоставления уведомления (копии уведомления) о включении аттестующей организации в реестр организаций, оказывающих услуги в области охраны труда;

Ø проведения измерений и оценок в  соответствии с действующими нормативными правовыми актами;  

Ø оформления  отчета об аттестации;

Ø представления по требованию работодателя обоснования сделанным выводам по результатам аттестации.

   При проведении аттестации рабочих мест аттестующая организация:

Ø определяет методы проведения измерений и оценок, количественный и персональный состав специалистов, проводящих измерения и оценку;

Ø исследует в полном объеме документацию, связанную с организацией работы по обеспечению требований охраны труда в учреждении, на рабочих местах которого проводится аттестация;

Ø запрашивает и получает у работодателя (его представителя) разъяснения по возникшим в ходе аттестации вопросам.

       Организация может отказаться от проведения аттестации в случае непредставления работодателем необходимой документации или отказа обеспечить требуемые нормативной документацией условия проведения измерений и оценок.

 

Как проходит аттестация рабочих мест?

        Аттестационная комиссия должна оценить соответствие условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда. Для этого последовательно проводится оценка:

Ø соответствия условий труда гигиеническим нормативам;

Ø соответствия травмоопасности рабочих мест;

Ø обеспеченности работников средствами индивидуальной защиты (далее - СИЗ);

Ø условий труда на рабочих местах.

Оценка по гигиеническим нормативам

         В данном случае аттестующие должны оценить все имеющиеся на рабочем месте факторы производственной среды и трудового процесса, характерные для технологического процесса и оборудования, применяемых на данном месте (п. 15 Порядка).

Перечень факторов производственной среды и трудового процесса, подлежащих оценке, формируется исходя из государственных нормативных требований охраны труда, характеристик технологического процесса и производственного оборудования, применяемых сырья и материалов, результатов ранее проводившихся измерений показателей вредных и (или) опасных производственных факторов, а также предложений работников.

       Для оценки применяют инструментальные измерения.

Кроме того, анализируют уровни факторов производственной среды и трудового процесса в ходе осуществления штатных производственных (технологических) процессов и (или) штатной деятельности организации.

        Гигиеническая оценка условий труда должна проводиться в соответствии с документом "Руководство по гигиенической оценке факторов рабочей среды и трудового процесса. Критерии и классификация условий труда" (Р 2.2.2006-05), утвержденным 29.07.2005 Главным государственным санитарным врачом РФ. Согласно этому Руководству выделяют (табл. 1) четыре класса вредности и опасности рабочих мест. Все зафиксированные в ходе оценки гигиенических нормативов данные заносят в протокол измерений и оценок.

Классы вредности по гигиеническим условиям труда

Оценка травмоопасности рабочих мест

      При оценке травмоопасности рабочих мест аттестующая организация исследует (п. 21 Порядка):

1) производственное оборудование. В частности, проверяются наличие и соответствие норме:

Ø комплекта эксплуатационной документации;

Ø средств защиты работников от воздействия движущихся частей производственного оборудования, а также разлетающихся предметов;

Ø ограждений элементов производственного оборудования, повреждение которых связано с возникновением опасности, включая наличие фиксаторов, блокировок, герметизирующих и других элементов, сигнальной окраски и знаков безопасности;

Ø сигнализаторов нарушений нормального функционирования производственного оборудования, средств аварийной остановки, включая наличие устройств, позволяющих исключить возникновение опасных ситуаций при полном или частичном прекращении энергоснабжения и последующем его восстановлении, а также повреждении цепи управления энергоснабжением (самопроизвольного пуска при восстановлении энергоснабжения, невыполнения уже выданной команды на остановку);

Ø защиты электрооборудования, электропроводки от различного рода воздействий.
2) приспособления и инструменты, используемые при осуществлении технологических процессов.
3) соответствие подготовки работников по вопросам охраны труда установленным требованиям (совместное Постановление Минтруда России и Минобразования России от 13.01.2003 N 1/29).

          Аттестующая организация выясняет, соответствуют ли вышеуказанные объекты требованиям охраны труда (их невыполнение может привести к травмированию работников), в том числе:

§   требованиям по защите от механических воздействий;

§   требованиям по защите от воздействия электрического тока;

§   требованиям по защите от воздействия повышенных или пониженных температур;

§   требованиям по защите от токсического воздействия химических веществ.
         Оценивая травмоопасность производственного оборудования, специалисты анализируют техническую документацию, которая содержит требования безопасности при выполнении работ, проводят внешний осмотр оборудования в ходе штатной работы на соответствие его состояния требованиям действующих нормативных правовых актов по охране труда.

       Инструменты и приспособления осматривают и проверяют на предмет соответствия их состояния требованиям нормативных правовых актов по охране труда.

          Также могут проверить наличие сертификатов или деклараций соответствия требованиям безопасности.

       По результатам оценки травмоопасности условия труда классифицируются по трем классам.

 

Класс травмоопасности рабочего места

Оценка обеспеченности работников СИЗ

         После того как оценены гигиенические условия труда и травмоопасность рабочих мест, начинается следующий этап аттестации - оценка обеспеченности работников средствами индивидуальной защиты.

       Для оценки обеспеченности работников СИЗ специалисты аттестующей организации:

Ø сопоставляют номенклатуры фактически выданных СИЗ с соответствующими типовыми нормами бесплатной выдачи работникам СИЗ;

Ø проверяют наличие сертификатов (деклараций) соответствия СИЗ, выданных работникам;

Ø проверяют, выполняется ли порядок обеспечения работников СИЗ (установлен Приказом Минздравсоцразвития России от 01.06.2009 N 290н);

Ø оценивают соответствие выданных СИЗ фактическому состоянию условий труда на рабочем месте.

        Рабочее место считается соответствующим требованиям обеспеченности работников СИЗ при условии соблюдения всех требований по обеспечению СИЗ. При наличии одного и более несоответствий, рабочее место считается не соответствующим требованиям обеспеченности работников СИЗ.

       Если выдача средств индивидуальной защиты предусмотрена типовыми нормами бесплатной выдачи работникам СИЗ, установленными законодательством, и требуется по фактическому состоянию условий труда, оценка обеспеченности работников средствами индивидуальной защиты оформляется протоколом оценки обеспеченности работников СИЗ на рабочем месте. Его образец приведен в Приложении N 5 к Порядку.
Для проведения аттестации рабочих мест по условиям труда работодателю следует подготовить ряд документов.

Итоги аттестации рабочих мест по условиям труда

       По итогам аттестации производится комплексная оценка состояния условий труда на рабочем месте. Она включает в себя результаты всех предыдущих оценок (п. 36 Порядка). Обращаем ваше внимание, что понятие "условно аттестовано", как и ранее, не применяется.

       При отнесении условий труда к опасным учреждение должно разработать и реализовать комплекс мер, направленных на снижение уровня воздействия опасных факторов производственной среды и трудового процесса либо на уменьшение времени их воздействия.

      После проведения аттестации рабочих мест работодатель обязан  сдать отчёт в трудовую инспекцию.

       После проведения аттестации работодатель в течение 10 календарных дней с даты издания приказа о завершении аттестации и утверждения отчета об аттестации должен  направить в государственную инспекцию труда в субъекте Российской Федерации (п. 45 Порядка):

*  сводную ведомость результатов аттестации рабочих мест по условиям

    труда;

*  сведения об аттестующей организации.

      Руководитель  образовательного учреждения  должен направить документы на бумажном и электронном носителях.

      На электронном носителе эти документы передаются аттестующей организацией в федеральную систему сбора, обработки и хранения данных.
     До вступления в силу нового Порядка аттестации рабочих мест по условиям труда работодатель должен был направить в трудовую инспекцию:
- перечень аттестованных рабочих мест;

- ведомости рабочих мест подразделений организации и результатов их аттестации;
- сводную ведомость рабочих мест организации и результатов их аттестации;
- сведения об аттестующей организации.

АЛГОРИТМ

работы профактива при проведении аттестации рабочих мест по условиям труда

1-ый этап

(подготовка к проведению аттестации рабочих мест по условиям труда):

(руководитель ОУ - профком - комиссия по ОТ)

v организация обучения уполномоченного по охране труда основам аттестации рабочих мест (АРМ);

v получение информации от работодателя о сроках АРМ, рабочих местах, подвергающихся АРМ;

v постановка задач уполномоченным по охране труда на определение факторов производственной среды и трудового процесса, вызывающих особый контроль;

v определение рабочих мест, на которых заняты работники, претендующие на компенсацию и льготы, на которых развиваются профзаболевания;

v постановка задач уполномоченным по ОТ на личное присутствие при проведении измерений и оценок на вышеуказанных рабочих местах;

v ознакомление уполномоченным по охране труда профактива с графиком проведения АРМ;

v сбор информации уполномоченным по охране труда об имеющихся нарушениях по охране труда на рабочих местах.

2-ой этап

(проведение измерений и оценок)

(председатель аттестационной комиссии – профком – уполномоченный по ОТ)

v  проверка соответствия перечня рабочих мест, перечня химических веществ, распределения измеряемых химических факторов по рабочим местам фактическим условиям на рабочих местах;

v  проверка средств измерений;

v  проверка соблюдения технологического процесса и операций при проведении исследований и оценок;

v  ознакомление с промежуточными результатами исследований;

v  ознакомление с протоколами исследований;

v  сопоставление результатов исследований с ранее проведёнными исследованиями (за прошлую АРМ);

v  анализ причин отклонения показателей по текущим исследованиям от проведённых ранее (при наличии отклонений);

v  вынесение вопроса на заседание аттестационной комиссии о проведении дополнительных обследований. При несогласии с результатами исследований – подготовка аргументации.

3-ий этап

(проведение  оценки и травмобезопасности)

(председатель аттестационной комиссии – профком – уполномоченный по ОТ)

v  проверка соответствия оборудования эксплуатационной документации;

v  проверка наличия эксплуатационных документов и документов по охране труда на рабочих местах;

v  проверка наличия удостоверений по охране труда и других разрешительных документов (электробезопасность) у работников;

v  проверка проходов, проездов, блокировок, ограждений;

v  проверка исправности и сведений об испытаниях инструмента и приспособлений;

v  при выявлении нарушений – вынесение вопроса на заседание аттестационной комиссии о приведении оборудования, инструмента, приспособлений, средств обучения в соответствие с государственными нормативными требованиями либо внесение информации в протокол оценки травмобезопасности и карты аттестации.

4-ый этап

(проведение оценки обеспеченности СИЗ)

(председатель аттестационной комиссии – профком – уполномоченный по ОТ)

v  анализ причин профзаболеваний и производственного травматизма в учреждении, выявление причин, связанных с отсутствием и неэффективностью СИЗ;

v  анализ типовых отраслевых норм, норм коллективного договора, инструкции по охране труда (применительно к аттестуемым местам);

v  проверка наличия сертификатов соответствия на СИЗ;

v  проверка соответствия СИЗ имеющимся вредным и опасным факторам;

v  проверка наличия и правильности оформления карточек выдачи СИЗ;

v  проверка отметок об испытаниях СИЗ (при необходимости);

v  проверка организации ремонта, стирки СИЗ;

v  проверка выдачи СИЗ совместителям;

v  проверка правильности замены СИЗ;

v  при выявлении нарушений – вынесение вопроса на заседание аттестационной комиссии о приведении СИЗ и порядка их эксплуатации в соответствие с государственными требованиями либо внесение информации в протокол оценки обеспеченности СИЗ и карты аттестации.

5-ый этап

(комплексная оценка условий труда)

(председатель аттестационной комиссии – профком – уполномоченный по ОТ)

v  анализ сводной ведомости результатов АРМ и сводной таблицы классов условий труда;

v  анализ перечня профессий и должностей, претендующих на компенсации за работу во вредных и тяжёлых условиях труда, коллективного договора, состояния травматизма и профзаболеваний в организации и сопоставление результатов анализа с показателями в сводной ведомости результатов АРМ и сводной таблицы классов условий труда;

v  при наличии сокращений в предоставлении компенсаций при угрозе жизни и здоровью вынесение вопроса на заседание аттестационной комиссии о проведении дополнительных обследований или приостановке деятельности. При несогласии с результатами исследований - подготовка аргументации.

 

6-ой этап

(работа с результатами аттестации рабочих мест)

(руководитель ОУ - профком - комиссия по ОТ- уполномоченный по ОТ)

v   рассмотрение плановых мероприятий по улучшению условий труда;

v   опрос уполномоченным по ОТ об имеющихся проблемах на рабочих местах;

v   сопоставление плана мероприятий по улучшению условий труда и проблем на рабочих местах;

v   внесение корректировки в план, при несогласии работодателя – рассмотрение предложений на комиссии по охране труда образовательного учреждения и других инстанциях;

v   руководитель образовательного учреждения совместно с комиссией по охране труда знакомят работников под роспись с картами АРМ;

v   разработка предложений о внесении изменений в коллективный договор в части изменения норм выдачи СИЗ и предоставления компенсаций за вредные и тяжёлые условия труда;

v   проконтролировать внесение изменений в трудовые договоры работников, занятых во вредных и тяжёлых условиях труда.

Информационный бюллетень

знакКыштовская районная организация Профсоюза    работников              народного  образования и науки РФ

 

 

 

 

ИНФОРМАЦИОННЫЙ БЮЛЛЕТЕНЬ

«Новый порядок аттестации рабочих мест в образовательном учреждении»

 

 

            С 1 сентября 2011 года вступил в силу новый Порядок аттестации рабочих мест по условиям труда. В документе  детально прописан регламент проведения  процедуры аттестации рабочих мест, состав участников, их обязанности и требования к ним.

 

           Приказом Минздравсоцразвития России от 26.04.2011 N 342н утвержден новый Порядок аттестации рабочих мест по условиям труда (далее - Порядок).

 

Что такое аттестация рабочих мест по условиям труда?

        Аттестация рабочих мест по условиям труда (АРМ) - это оценка условий труда на рабочих местах. АРМ  проводят в целях:

  • выявления вредных и (или) опасных производственных факторов;
  • осуществления мероприятий по приведению условий труда в соответствие с государственными нормативными требованиями охраны труда (ст. 209 ТК РФ).

 

 

 

 

Кто должен проводить аттестацию рабочих мест?

Обязанности по обеспечению проведения аттестации возлагаются на работодателя (ст. 212 ТК РФ).

 

Кто устанавливает правила аттестации?

           Аттестация рабочих мест по условиям труда проводится в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда (ст. 209 ТК РФ). Таким ведомством на сегодняшний день является Минздравсоцразвития России (Постановление Правительства РФ от 30.06.2004 N 321).

 

Для чего проводится  аттестация рабочих мест по условиям труда?

       Результаты аттестации используются в целях:

  • разработки и реализации мероприятий по приведению условий труда в соответствие с государственными нормативными требованиями охраны труда;
  •  контроля за состоянием условий труда на рабочих местах;
  • оценки профессионального риска;
  • подтверждения соответствия организации работ по охране труда государственным нормативным требованиям охраны труда;
  • подготовка контингентов и поимённого списка лиц, подлежащих обязательным предварительным (при поступлении на работу) и периодическим (в течение трудовой деятельности) медицинским осмотрам (обследованиям) работников;
  • расчёта скидок (надбавок) к страховому тарифу в системе обязательного социального страхования работников от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;
  • обоснования ограничений труда для отдельных категорий работников;
  • решения вопроса о связи заболевания с профессией при подозрении на профессиональное заболевание, а также при установлении диагноза профессионального заболевания;
  • обеспечения работников средствами индивидуальной защиты;
  • установления сокращенной продолжительности рабочего времени, ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска, повышенной оплаты труда работникам, занятым на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными и иными особыми условиями труда;
  • приведения в соответствие наименований должностей (профессий) с наименованиями, указанными в Общероссийском классификаторе профессий рабочих, должностей служащих и тарифных разрядов и т.д.;
  • информирования работников об условиях труда на рабочих местах, о существующем риске повреждения здоровья, о мерах по защите от воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов и полагающихся работникам, занятым на тяжёлых работах, работах с вредными и (или) опасными и иными особыми условиями труда, компенсациях.

Периодичность проведения аттестацию  рабочих  мест по условиям труда?

         Сроки проведения аттестации устанавливает работодатель исходя из того, что каждое рабочее место должно быть аттестовано не реже одного раза в пять лет (п. 8 Порядка). Это положение осталось неизменным. Однако теперь в Порядке говорится о том, что указанный срок отсчитывают от даты завершения предыдущей аттестации. За дату начала проведения очередной аттестации принимают дату издания приказа об утверждении состава аттестационной комиссии и графика аттестации.

         В новом Порядке отмечено, что аттестация вновь организованных рабочих мест должна быть начата не позднее чем через 60 рабочих дней после  ввода их в эксплуатацию.

Внеплановая аттестация рабочих мест

        Введено понятие внеплановой аттестации. Она проводится (п. п. 47 и 48 Порядка):

  • при вводе в эксплуатацию вновь организованных рабочих мест - в полном объеме;
  • по результатам государственной экспертизы условий труда, проведенной в целях оценки качества процедуры аттестации;
  • при выполнении мероприятий по приведению условий труда в соответствие с государственными нормативными требованиями охраны труда, а также мероприятий по улучшению условий труда;
  • замене производственного оборудования;
  • в случае изменения технологического процесса;
  • изменения средств коллективной защиты.

          Результаты внеплановой аттестации оформляют в общем порядке. При этом для каждого рабочего места создается новая карта аттестации с учетом изменений и дополнений.

            Какие рабочие места подлежат аттестации?

      Аттестации подлежат все рабочие места учреждения (п. 4 Порядка).

        Однако в отдельных случаях проведение измерений, а также оценка факторов рабочей среды и трудового процесса могут угрожать безопасности работников или специалистов, проводящих аттестацию.
             В таких ситуациях аттестационная комиссия выносит мотивированное решение о том, что измерения и оценка проводиться не будут, условия труда на данных рабочих местах относятся к опасным. Такое решение оформляют в письменном виде, оно подписывается членами аттестационной комиссии и прилагается к материалам аттестации.

 

Аттестация аналогичных рабочих  мест

       Рабочие места являются аналогичными, если они характеризуются совокупностью следующих признаков:

  • профессии или должности  одного наименования;
  • выполнение одних и тех же профессиональных обязанностей при ведении однотипного технологического процесса в одинаковом режиме работы;
  • использование однотипного производственного оборудования, инструментов, приспособлений, материалов;
  • работа в одном или нескольких однотипных помещениях;
  • используются однотипных систем  вентиляции, кондиционирования воздуха, отопления и освещения;
  • одинаковое расположение объектов (производственное оборудование, транспортные средства и т.п.);
  • существует одинаковый набор вредных и (или) опасных производственных факторов одного класса и степени;
  •  одинаковая обеспеченность средствами индивидуальной защиты;
  • Одинаковый набор вредных и (или) опасных производственных факторов одного класса и степени.

        Если все условия выполнены, рабочие места признают аналогичными.   

Оценка вредных и (или) опасных производственных факторов на аналогичных рабочих местах  производится на основании данных, полученных при аттестации 20 % таких рабочих мест от общего числа рабочих мест (но не менее двух).

       При выявлении хотя бы одного рабочего места, не отвечающего признакам аналогичности, оценке подвергаются 100% рабочих мест. После этой оценки определяется новый перечень рабочих мест, подлежащих аттестации.

         На аналогичные рабочие места заполняется одна карта аттестации рабочего места по условиям труда.

          Условия труда и мероприятия по их улучшению, установленные хотя бы для одного рабочего места из 20%  аналогичных рабочих мест, являются едиными для всех аналогичных рабочих мест (п. 40 Порядка).

Аттестация нестационарных рабочих мест.

               Нестационарное рабочее место – это место с территориально меняющимися рабочими зонами, где рабочей зоной считается часть рабочего места, оснащённая необходимыми средствами производства, в которой один или несколько работников выполняют сходную по характеру работу или операцию (например, рабочее место уборщицы служебного помещения, электрика, сантехника и т.д.).

       Если рабочее место  является нестационарным, порядок его аттестации несколько меняется.

       Сначала определяют типичные технологические операции со стабильным набором и величиной вредных и (или) опасных производственных факторов.

       Затем производят оценку этих операций. Время выполнения каждой операции определяется экспертным путем (на основании локальных нормативных актов), путем опроса работников и их непосредственных руководителей.

Об ответственности за проведение аттестации рабочих мест по условиям труда

       В п. 52 Порядка  прописано, что ответственность за проведение аттестации, достоверность и полноту представления информации в государственную инспекцию труда возлагается на работодателя. Ответственность за достоверность проведения измерений и оценок лежит на работодателе и аттестующей организации. В прежнем Порядке такой нормы не было.

        Нарушение законодательства о труде и об охране труда грозит административными штрафами (ст. 5.27 КоАП РФ). Для должностного лица размер административного штрафа  составляет  от 1000 до 5000 рублей, а если должностное лицо было ранее подвергнуто административному наказанию за аналогичное правонарушение, то это может повлечь дисквалификацию на срок от одного года до трех лет.

 

Распределение обязанностей по проведению аттестации рабочих мест по условиям труда

В новом Порядке более четко распределены обязанности по организации и проведению аттестации между ее участниками.

Аттестацию проводят совместно работодатель и аттестующая организация. Ее привлекают на основании договора гражданско-правового характера (п. 6 Порядка). Ранее аттестующую организацию привлекали лишь при необходимости.

Аттестационная комиссия

         Для организации и проведения аттестации работодателем создаётся аттестационная комиссия, а также определяется график проведения работ по аттестации. Состав аттестационной комиссии, а также график проведения работ по аттестации утверждаются приказом работодателя.

   В  состав аттестационной комиссии включаются:

  •  Представители  работодателя (руководители структурных подразделений). Кто-то из них будет возглавлять аттестационную комиссию;
  • специалист по охране труда;
  • представители выборного органа первичной профсоюзной организации;
  • представители аттестующей организации. Они и проводят оценку соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда (п. п. 14, 20 и 29 Порядка).

       Возглавляет аттестационную комиссию представитель работодателя.

 

     Обязанности аттестационной комиссии

         Аттестационная комиссия:

1. Осуществляет руководство и контроль за проведением аттестации на всех ее этапах.
2. Формирует комплект необходимых для проведения аттестации нормативных правовых и локальных нормативных актов, организационно-распорядительных и методических документов и организует их изучение.
3. Составляет  перечень рабочих мест, подлежащих аттестации (его образец дан в Приложении N 1 к Порядку).

4. Готовить предложения по приведению наименований профессий и должностей работников в соответствие с  требованиями Единого тарифно-квалификационного справочника работ и профессий рабочих и Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих.
5. Присваивает номер  каждому рабочему месту  уникальный порядковый номер (не более восьми знаков: от 1 до 99 999 999).

6. Заполняет и подписывает карты аттестации.

7. Готовит предложения по приведению наименований профессий и должностей работников в соответствие с требованиями Единого тарифно-квалификационного справочника работ и профессий рабочих и Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих.

8.  Готовит предложения (при необходимости) о внесении изменений и (или) дополнений в трудовой договор в части обязательства работодателя:

  • по обеспечению работника средствами индивидуальной защиты;
  • установлению соответствующего режима труда и отдыха;
  • по  установлению сотрудникам  гарантий и компенсаций за работу с вредными и (или) опасными условиями труда в соответствии с законодательством.

8. По результатам аттестации разрабатывает план мероприятий по приведению условий труда в соответствие с государственными нормативными требованиями охраны труда. В плане мероприятий  по приведению условий труда в соответствие с государственными нормативными требованиями охраны труда указываются источники финансирования мероприятий, сроки их выполнения, исполнители и устраняемые вредные (или) опасные производственные факторы по конкретным рабочим местам.

 Аттестующая организация

       В новых правилах  определены требования к аттестующей организации. Ею может являться юридическое лицо, аккредитованное в порядке, установленном Приказом Минздравсоцразвития России от 01.04.2010 N 205н.
       Аттестующая организация должна быть независимым лицом по отношению к работодателю, на рабочих местах которого проводится аттестация.
      Работодатель вправе привлечь для выполнения работ по аттестации несколько аттестующих организаций. При этом между аттестующими организациями работа по аттестации  может быть распределена как по количеству рабочих мест, подлежащих аттестации, так и по видам работ, выполняемых на данных  рабочих местах.

      При проведении аттестации работодатель вправе требовать от аттестующей организации:

  • документального подтверждения аккредитации на право оказывать услуги в области охраны труда в части проведения аттестации рабочих мест путём предоставления уведомления (копии уведомления) о включении аттестующей организации в реестр организаций, оказывающих услуги в области охраны труда;
  • проведения измерений и оценок в  соответствии с действующими нормативными правовыми актами;  
  • оформления  отчета об аттестации;
  • представления по требованию работодателя обоснования сделанным выводам по результатам аттестации.


   При проведении аттестации рабочих мест аттестующая организация:

  • определяет методы проведения измерений и оценок, количественный и персональный состав специалистов, проводящих измерения и оценку;
  • исследует в полном объеме документацию, связанную с организацией работы по обеспечению требований охраны труда в учреждении, на рабочих местах которого проводится аттестация;
  • запрашивает и получает у работодателя (его представителя) разъяснения по возникшим в ходе аттестации вопросам.

       Организация может отказаться от проведения аттестации в случае непредставления работодателем необходимой документации или отказа обеспечить требуемые нормативной документацией условия проведения измерений и оценок.

 

 

Как проходит аттестация рабочих мест?

        Аттестационная комиссия должна оценить соответствие условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда. Для этого последовательно проводится оценка:

  • соответствия условий труда гигиеническим нормативам;
  • соответствия травмоопасности рабочих мест;
  • обеспеченности работников средствами индивидуальной защиты (далее - СИЗ);
  • условий труда на рабочих местах.

Оценка по гигиеническим нормативам

         В данном случае аттестующие должны оценить все имеющиеся на рабочем месте факторы производственной среды и трудового процесса, характерные для технологического процесса и оборудования, применяемых на данном месте (п. 15 Порядка).

Перечень факторов производственной среды и трудового процесса, подлежащих оценке, формируется исходя из государственных нормативных требований охраны труда, характеристик технологического процесса и производственного оборудования, применяемых сырья и материалов, результатов ранее проводившихся измерений показателей вредных и (или) опасных производственных факторов, а также предложений работников.

      

Для оценки применяют инструментальные измерения.

Кроме того, анализируют уровни факторов производственной среды и трудового процесса в ходе осуществления штатных производственных (технологических) процессов и (или) штатной деятельности организации.

        Гигиеническая оценка условий труда должна проводиться в соответствии с документом "Руководство по гигиенической оценке факторов рабочей среды и трудового процесса. Критерии и классификация условий труда" (Р 2.2.2006-05), утвержденным 29.07.2005 Главным государственным санитарным врачом РФ. Согласно этому Руководству выделяют (табл. 1) четыре класса вредности и опасности рабочих мест. Все зафиксированные в ходе оценки гигиенических нормативов данные заносят в протокол измерений и оценок.

Классы вредности по гигиеническим условиям труда

Оценка травмоопасности рабочих мест

      При оценке травмоопасности рабочих мест аттестующая организация исследует (п. 21 Порядка):

1) производственное оборудование. В частности, проверяются наличие и соответствие норме:

  • комплекта эксплуатационной документации;
  • средств защиты работников от воздействия движущихся частей производственного оборудования, а также разлетающихся предметов;
  • ограждений элементов производственного оборудования, повреждение которых связано с возникновением опасности, включая наличие фиксаторов, блокировок, герметизирующих и других элементов, сигнальной окраски и знаков безопасности;
  • сигнализаторов нарушений нормального функционирования производственного оборудования, средств аварийной остановки, включая наличие устройств, позволяющих исключить возникновение опасных ситуаций при полном или частичном прекращении энергоснабжения и последующем его восстановлении, а также повреждении цепи управления энергоснабжением (самопроизвольного пуска при восстановлении энергоснабжения, невыполнения уже выданной команды на остановку);
  • защиты электрооборудования, электропроводки от различного рода воздействий.
    2) приспособления и инструменты, используемые при осуществлении технологических процессов.
    3) соответствие подготовки работников по вопросам охраны труда установленным требованиям (совместное Постановление Минтруда России и Минобразования России от 13.01.2003 N 1/29).

          Аттестующая организация выясняет, соответствуют ли вышеуказанные объекты требованиям охраны труда (их невыполнение может привести к травмированию работников), в том числе:

  •  требованиям по защите от механических воздействий;
  •  требованиям по защите от воздействия электрического тока;
  •  требованиям по защите от воздействия повышенных или пониженных температур;
  •  требованиям по защите от токсического воздействия химических веществ.
             Оценивая травмоопасность производственного оборудования, специалисты анализируют техническую документацию, которая содержит требования безопасности при выполнении работ, проводят внешний осмотр оборудования в ходе штатной работы на соответствие его состояния требованиям действующих нормативных правовых актов по охране труда.

       Инструменты и приспособления осматривают и проверяют на предмет соответствия их состояния требованиям нормативных правовых актов по охране труда.

          Также могут проверить наличие сертификатов или деклараций соответствия требованиям безопасности.

       По результатам оценки травмоопасности условия труда классифицируются по трем классам.

 

Класс травмоопасности рабочего места

Оценка обеспеченности работников СИЗ

         После того как оценены гигиенические условия труда и травмоопасность рабочих мест, начинается следующий этап аттестации - оценка обеспеченности работников средствами индивидуальной защиты.

       Для оценки обеспеченности работников СИЗ специалисты аттестующей организации:

  • сопоставляют номенклатуры фактически выданных СИЗ с соответствующими типовыми нормами бесплатной выдачи работникам СИЗ;
  • проверяют наличие сертификатов (деклараций) соответствия СИЗ, выданных работникам;
  • проверяют, выполняется ли порядок обеспечения работников СИЗ (установлен Приказом Минздравсоцразвития России от 01.06.2009 N 290н);
  • оценивают соответствие выданных СИЗ фактическому состоянию условий труда на рабочем месте.

        Рабочее место считается соответствующим требованиям обеспеченности работников СИЗ при условии соблюдения всех требований по обеспечению СИЗ. При наличии одного и более несоответствий, рабочее место считается не соответствующим требованиям обеспеченности работников СИЗ.

       Если выдача средств индивидуальной защиты предусмотрена типовыми нормами бесплатной выдачи работникам СИЗ, установленными законодательством, и требуется по фактическому состоянию условий труда, оценка обеспеченности работников средствами индивидуальной защиты оформляется протоколом оценки обеспеченности работников СИЗ на рабочем месте. Его образец приведен в Приложении N 5 к Порядку.
Для проведения аттестации рабочих мест по условиям труда работодателю следует подготовить ряд документов.

Итоги аттестации рабочих мест по условиям труда

       По итогам аттестации производится комплексная оценка состояния условий труда на рабочем месте. Она включает в себя результаты всех предыдущих оценок (п. 36 Порядка). Обращаем ваше внимание, что понятие "условно аттестовано", как и ранее, не применяется.

       При отнесении условий труда к опасным учреждение должно разработать и реализовать комплекс мер, направленных на снижение уровня воздействия опасных факторов производственной среды и трудового процесса либо на уменьшение времени их воздействия.

      После проведения аттестации рабочих мест работодатель обязан  сдать отчёт в трудовую инспекцию.

       После проведения аттестации работодатель в течение 10 календарных дней с даты издания приказа о завершении аттестации и утверждения отчета об аттестации должен  направить в государственную инспекцию труда в субъекте Российской Федерации (п. 45 Порядка):

  • сводную ведомость результатов аттестации рабочих мест по условиям

    труда;

  • сведения об аттестующей организации.

      Руководитель  образовательного учреждения  должен направить документы на бумажном и электронном носителях.

      На электронном носителе эти документы передаются аттестующей организацией в федеральную систему сбора, обработки и хранения данных.
     До вступления в силу нового Порядка аттестации рабочих мест по условиям труда работодатель должен был направить в трудовую инспекцию:
- перечень аттестованных рабочих мест;

- ведомости рабочих мест подразделений организации и результатов их аттестации;
- сводную ведомость рабочих мест организации и результатов их аттестации;
- сведения об аттестующей организации.

 

АЛГОРИТМ

работы профактива при проведении аттестации рабочих мест по условиям труда

 

1-ый этап

(подготовка к проведению аттестации рабочих мест по условиям труда):

(руководитель ОУ - профком - комиссия по ОТ)

  1. организация обучения уполномоченного по охране труда основам аттестации рабочих мест (АРМ);
  2. получение информации от работодателя о сроках АРМ, рабочих местах, подвергающихся АРМ;
  3. постановка задач уполномоченным по охране труда на определение факторов производственной среды и трудового процесса, вызывающих особый контроль;
  4. определение рабочих мест, на которых заняты работники, претендующие на компенсацию и льготы, на которых развиваются профзаболевания;
  5. постановка задач уполномоченным по ОТ на личное присутствие при проведении измерений и оценок на вышеуказанных рабочих местах;
  6. ознакомление уполномоченным по охране труда профактива с графиком проведения АРМ;
  7. сбор информации уполномоченным по охране труда об имеющихся нарушениях по охране труда на рабочих местах.

 

2-ой этап

(проведение измерений и оценок)

(председатель аттестационной комиссии – профком – уполномоченный по ОТ)

  1. проверка соответствия перечня рабочих мест, перечня химических веществ, распределения измеряемых химических факторов по рабочим местам фактическим условиям на рабочих местах;
  2. проверка средств измерений;
  3. проверка соблюдения технологического процесса и операций при проведении исследований и оценок;
  4. ознакомление с промежуточными результатами исследований;
  5. ознакомление с протоколами исследований;
  6. сопоставление результатов исследований с ранее проведёнными исследованиями (за прошлую АРМ);
  7. анализ причин отклонения показателей по текущим исследованиям от проведённых ранее (при наличии отклонений);
  8. вынесение вопроса на заседание аттестационной комиссии о проведении дополнительных обследований. При несогласии с результатами исследований – подготовка аргументации.

 

3-ий этап

(проведение  оценки и травмобезопасности)

(председатель аттестационной комиссии – профком – уполномоченный по ОТ)

  1. проверка соответствия оборудования эксплуатационной документации;
  2. проверка наличия эксплуатационных документов и документов по охране труда на рабочих местах;
  3. проверка наличия удостоверений по охране труда и других разрешительных документов (электробезопасность) у работников;
  4. проверка проходов, проездов, блокировок, ограждений;
  5. проверка исправности и сведений об испытаниях инструмента и приспособлений;
  6. при выявлении нарушений – вынесение вопроса на заседание аттестационной комиссии о приведении оборудования, инструмента, приспособлений, средств обучения в соответствие с государственными нормативными требованиями либо внесение информации в протокол оценки травмобезопасности и карты аттестации.

 

 

4-ый этап

(проведение оценки обеспеченности СИЗ)

(председатель аттестационной комиссии – профком – уполномоченный по ОТ)

  1. анализ причин профзаболеваний и производственного травматизма в учреждении, выявление причин, связанных с отсутствием и неэффективностью СИЗ;
  2. анализ типовых отраслевых норм, норм коллективного договора, инструкции по охране труда (применительно к аттестуемым местам);
  3. проверка наличия сертификатов соответствия на СИЗ;
  4. проверка соответствия СИЗ имеющимся вредным и опасным факторам;
  5. проверка наличия и правильности оформления карточек выдачи СИЗ;
  6. проверка отметок об испытаниях СИЗ (при необходимости);
  7. проверка организации ремонта, стирки СИЗ;
  8. проверка выдачи СИЗ совместителям;
  9. проверка правильности замены СИЗ;
  10. при выявлении нарушений – вынесение вопроса на заседание аттестационной комиссии о приведении СИЗ и порядка их эксплуатации в соответствие с государственными требованиями либо внесение информации в протокол оценки обеспеченности СИЗ и карты аттестации.

 

5-ый этап

(комплексная оценка условий труда)

(председатель аттестационной комиссии – профком – уполномоченный по ОТ)

  1. анализ сводной ведомости результатов АРМ и сводной таблицы классов условий труда;
  2. анализ перечня профессий и должностей, претендующих на компенсации за работу во вредных и тяжёлых условиях труда, коллективного договора, состояния травматизма и профзаболеваний в организации и сопоставление результатов анализа с показателями в сводной ведомости результатов АРМ и сводной таблицы классов условий труда;
  3. при наличии сокращений в предоставлении компенсаций при угрозе жизни и здоровью вынесение вопроса на заседание аттестационной комиссии о проведении дополнительных обследований или приостановке деятельности. При несогласии с результатами исследований - подготовка аргументации.

 

6-ой этап

(работа с результатами аттестации рабочих мест)

(руководитель ОУ - профком - комиссия по ОТ- уполномоченный по ОТ)

  1. рассмотрение плановых мероприятий по улучшению условий труда;
  2. опрос уполномоченным по ОТ об имеющихся проблемах на рабочих местах;
  3. сопоставление плана мероприятий по улучшению условий труда и проблем на рабочих местах;
  4. внесение корректировки в план, при несогласии работодателя – рассмотрение предложений на комиссии по охране труда образовательного учреждения и других инстанциях;
  5. руководитель образовательного учреждения совместно с комиссией по охране труда знакомят работников под роспись с картами АРМ;
  6. разработка предложений о внесении изменений в коллективный договор в части изменения норм выдачи СИЗ и предоставления компенсаций за вредные и тяжёлые условия труда;
  7. проконтролировать внесение изменений в трудовые договоры работников, занятых во вредных и тяжёлых условиях труда.

 

 

Информационный бюллетень

знакКыштовская районная организация Профсоюза    работников              народного  образования и науки РФ

 

 

 

 

ИНФОРМАЦИОННЫЙ БЮЛЛЕТЕНЬ

«Новый порядок аттестации рабочих мест в образовательном учреждении»

 

 

            С 1 сентября 2011 года вступил в силу новый Порядок аттестации рабочих мест по условиям труда. В документе  детально прописан регламент проведения  процедуры аттестации рабочих мест, состав участников, их обязанности и требования к ним.

 

           Приказом Минздравсоцразвития России от 26.04.2011 N 342н утвержден новый Порядок аттестации рабочих мест по условиям труда (далее - Порядок).

 

Что такое аттестация рабочих мест по условиям труда?

        Аттестация рабочих мест по условиям труда (АРМ) - это оценка условий труда на рабочих местах. АРМ  проводят в целях:

  • выявления вредных и (или) опасных производственных факторов;
  • осуществления мероприятий по приведению условий труда в соответствие с государственными нормативными требованиями охраны труда (ст. 209 ТК РФ).

 

 

 

 

Кто должен проводить аттестацию рабочих мест?

Обязанности по обеспечению проведения аттестации возлагаются на работодателя (ст. 212 ТК РФ).

 

Кто устанавливает правила аттестации?

           Аттестация рабочих мест по условиям труда проводится в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда (ст. 209 ТК РФ). Таким ведомством на сегодняшний день является Минздравсоцразвития России (Постановление Правительства РФ от 30.06.2004 N 321).

 

Для чего проводится  аттестация рабочих мест по условиям труда?

       Результаты аттестации используются в целях:

  • разработки и реализации мероприятий по приведению условий труда в соответствие с государственными нормативными требованиями охраны труда;
  •  контроля за состоянием условий труда на рабочих местах;
  • оценки профессионального риска;
  • подтверждения соответствия организации работ по охране труда государственным нормативным требованиям охраны труда;
  • подготовка контингентов и поимённого списка лиц, подлежащих обязательным предварительным (при поступлении на работу) и периодическим (в течение трудовой деятельности) медицинским осмотрам (обследованиям) работников;
  • расчёта скидок (надбавок) к страховому тарифу в системе обязательного социального страхования работников от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;
  • обоснования ограничений труда для отдельных категорий работников;
  • решения вопроса о связи заболевания с профессией при подозрении на профессиональное заболевание, а также при установлении диагноза профессионального заболевания;
  • обеспечения работников средствами индивидуальной защиты;
  • установления сокращенной продолжительности рабочего времени, ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска, повышенной оплаты труда работникам, занятым на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными и иными особыми условиями труда;
  • приведения в соответствие наименований должностей (профессий) с наименованиями, указанными в Общероссийском классификаторе профессий рабочих, должностей служащих и тарифных разрядов и т.д.;
  • информирования работников об условиях труда на рабочих местах, о существующем риске повреждения здоровья, о мерах по защите от воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов и полагающихся работникам, занятым на тяжёлых работах, работах с вредными и (или) опасными и иными особыми условиями труда, компенсациях.

Периодичность проведения аттестацию  рабочих  мест по условиям труда?

         Сроки проведения аттестации устанавливает работодатель исходя из того, что каждое рабочее место должно быть аттестовано не реже одного раза в пять лет (п. 8 Порядка). Это положение осталось неизменным. Однако теперь в Порядке говорится о том, что указанный срок отсчитывают от даты завершения предыдущей аттестации. За дату начала проведения очередной аттестации принимают дату издания приказа об утверждении состава аттестационной комиссии и графика аттестации.

         В новом Порядке отмечено, что аттестация вновь организованных рабочих мест должна быть начата не позднее чем через 60 рабочих дней после  ввода их в эксплуатацию.

Внеплановая аттестация рабочих мест

        Введено понятие внеплановой аттестации. Она проводится (п. п. 47 и 48 Порядка):

  • при вводе в эксплуатацию вновь организованных рабочих мест - в полном объеме;
  • по результатам государственной экспертизы условий труда, проведенной в целях оценки качества процедуры аттестации;
  • при выполнении мероприятий по приведению условий труда в соответствие с государственными нормативными требованиями охраны труда, а также мероприятий по улучшению условий труда;
  • замене производственного оборудования;
  • в случае изменения технологического процесса;
  • изменения средств коллективной защиты.

          Результаты внеплановой аттестации оформляют в общем порядке. При этом для каждого рабочего места создается новая карта аттестации с учетом изменений и дополнений.

            Какие рабочие места подлежат аттестации?

      Аттестации подлежат все рабочие места учреждения (п. 4 Порядка).

        Однако в отдельных случаях проведение измерений, а также оценка факторов рабочей среды и трудового процесса могут угрожать безопасности работников или специалистов, проводящих аттестацию.
             В таких ситуациях аттестационная комиссия выносит мотивированное решение о том, что измерения и оценка проводиться не будут, условия труда на данных рабочих местах относятся к опасным. Такое решение оформляют в письменном виде, оно подписывается членами аттестационной комиссии и прилагается к материалам аттестации.

 

Аттестация аналогичных рабочих  мест

       Рабочие места являются аналогичными, если они характеризуются совокупностью следующих признаков:

  • профессии или должности  одного наименования;
  • выполнение одних и тех же профессиональных обязанностей при ведении однотипного технологического процесса в одинаковом режиме работы;
  • использование однотипного производственного оборудования, инструментов, приспособлений, материалов;
  • работа в одном или нескольких однотипных помещениях;
  • используются однотипных систем  вентиляции, кондиционирования воздуха, отопления и освещения;
  • одинаковое расположение объектов (производственное оборудование, транспортные средства и т.п.);
  • существует одинаковый набор вредных и (или) опасных производственных факторов одного класса и степени;
  •  одинаковая обеспеченность средствами индивидуальной защиты;
  • Одинаковый набор вредных и (или) опасных производственных факторов одного класса и степени.

        Если все условия выполнены, рабочие места признают аналогичными.   

Оценка вредных и (или) опасных производственных факторов на аналогичных рабочих местах  производится на основании данных, полученных при аттестации 20 % таких рабочих мест от общего числа рабочих мест (но не менее двух).

       При выявлении хотя бы одного рабочего места, не отвечающего признакам аналогичности, оценке подвергаются 100% рабочих мест. После этой оценки определяется новый перечень рабочих мест, подлежащих аттестации.

         На аналогичные рабочие места заполняется одна карта аттестации рабочего места по условиям труда.

          Условия труда и мероприятия по их улучшению, установленные хотя бы для одного рабочего места из 20%  аналогичных рабочих мест, являются едиными для всех аналогичных рабочих мест (п. 40 Порядка).

Аттестация нестационарных рабочих мест.

               Нестационарное рабочее место – это место с территориально меняющимися рабочими зонами, где рабочей зоной считается часть рабочего места, оснащённая необходимыми средствами производства, в которой один или несколько работников выполняют сходную по характеру работу или операцию (например, рабочее место уборщицы служебного помещения, электрика, сантехника и т.д.).

       Если рабочее место  является нестационарным, порядок его аттестации несколько меняется.

       Сначала определяют типичные технологические операции со стабильным набором и величиной вредных и (или) опасных производственных факторов.

       Затем производят оценку этих операций. Время выполнения каждой операции определяется экспертным путем (на основании локальных нормативных актов), путем опроса работников и их непосредственных руководителей.

Об ответственности за проведение аттестации рабочих мест по условиям труда

       В п. 52 Порядка  прописано, что ответственность за проведение аттестации, достоверность и полноту представления информации в государственную инспекцию труда возлагается на работодателя. Ответственность за достоверность проведения измерений и оценок лежит на работодателе и аттестующей организации. В прежнем Порядке такой нормы не было.

        Нарушение законодательства о труде и об охране труда грозит административными штрафами (ст. 5.27 КоАП РФ). Для должностного лица размер административного штрафа  составляет  от 1000 до 5000 рублей, а если должностное лицо было ранее подвергнуто административному наказанию за аналогичное правонарушение, то это может повлечь дисквалификацию на срок от одного года до трех лет.

 

Распределение обязанностей по проведению аттестации рабочих мест по условиям труда

В новом Порядке более четко распределены обязанности по организации и проведению аттестации между ее участниками.

Аттестацию проводят совместно работодатель и аттестующая организация. Ее привлекают на основании договора гражданско-правового характера (п. 6 Порядка). Ранее аттестующую организацию привлекали лишь при необходимости.

Аттестационная комиссия

         Для организации и проведения аттестации работодателем создаётся аттестационная комиссия, а также определяется график проведения работ по аттестации. Состав аттестационной комиссии, а также график проведения работ по аттестации утверждаются приказом работодателя.

   В  состав аттестационной комиссии включаются:

  •  Представители  работодателя (руководители структурных подразделений). Кто-то из них будет возглавлять аттестационную комиссию;
  • специалист по охране труда;
  • представители выборного органа первичной профсоюзной организации;
  • представители аттестующей организации. Они и проводят оценку соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда (п. п. 14, 20 и 29 Порядка).

       Возглавляет аттестационную комиссию представитель работодателя.

 

     Обязанности аттестационной комиссии

         Аттестационная комиссия:

1. Осуществляет руководство и контроль за проведением аттестации на всех ее этапах.
2. Формирует комплект необходимых для проведения аттестации нормативных правовых и локальных нормативных актов, организационно-распорядительных и методических документов и организует их изучение.
3. Составляет  перечень рабочих мест, подлежащих аттестации (его образец дан в Приложении N 1 к Порядку).

4. Готовить предложения по приведению наименований профессий и должностей работников в соответствие с  требованиями Единого тарифно-квалификационного справочника работ и профессий рабочих и Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих.
5. Присваивает номер  каждому рабочему месту  уникальный порядковый номер (не более восьми знаков: от 1 до 99 999 999).

6. Заполняет и подписывает карты аттестации.

7. Готовит предложения по приведению наименований профессий и должностей работников в соответствие с требованиями Единого тарифно-квалификационного справочника работ и профессий рабочих и Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих.

8.  Готовит предложения (при необходимости) о внесении изменений и (или) дополнений в трудовой договор в части обязательства работодателя:

  • по обеспечению работника средствами индивидуальной защиты;
  • установлению соответствующего режима труда и отдыха;
  • по  установлению сотрудникам  гарантий и компенсаций за работу с вредными и (или) опасными условиями труда в соответствии с законодательством.

8. По результатам аттестации разрабатывает план мероприятий по приведению условий труда в соответствие с государственными нормативными требованиями охраны труда. В плане мероприятий  по приведению условий труда в соответствие с государственными нормативными требованиями охраны труда указываются источники финансирования мероприятий, сроки их выполнения, исполнители и устраняемые вредные (или) опасные производственные факторы по конкретным рабочим местам.

 Аттестующая организация

       В новых правилах  определены требования к аттестующей организации. Ею может являться юридическое лицо, аккредитованное в порядке, установленном Приказом Минздравсоцразвития России от 01.04.2010 N 205н.
       Аттестующая организация должна быть независимым лицом по отношению к работодателю, на рабочих местах которого проводится аттестация.
      Работодатель вправе привлечь для выполнения работ по аттестации несколько аттестующих организаций. При этом между аттестующими организациями работа по аттестации  может быть распределена как по количеству рабочих мест, подлежащих аттестации, так и по видам работ, выполняемых на данных  рабочих местах.

      При проведении аттестации работодатель вправе требовать от аттестующей организации:

  • документального подтверждения аккредитации на право оказывать услуги в области охраны труда в части проведения аттестации рабочих мест путём предоставления уведомления (копии уведомления) о включении аттестующей организации в реестр организаций, оказывающих услуги в области охраны труда;
  • проведения измерений и оценок в  соответствии с действующими нормативными правовыми актами;  
  • оформления  отчета об аттестации;
  • представления по требованию работодателя обоснования сделанным выводам по результатам аттестации.


   При проведении аттестации рабочих мест аттестующая организация:

  • определяет методы проведения измерений и оценок, количественный и персональный состав специалистов, проводящих измерения и оценку;
  • исследует в полном объеме документацию, связанную с организацией работы по обеспечению требований охраны труда в учреждении, на рабочих местах которого проводится аттестация;
  • запрашивает и получает у работодателя (его представителя) разъяснения по возникшим в ходе аттестации вопросам.

       Организация может отказаться от проведения аттестации в случае непредставления работодателем необходимой документации или отказа обеспечить требуемые нормативной документацией условия проведения измерений и оценок.

 

 

Как проходит аттестация рабочих мест?

        Аттестационная комиссия должна оценить соответствие условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда. Для этого последовательно проводится оценка:

  • соответствия условий труда гигиеническим нормативам;
  • соответствия травмоопасности рабочих мест;
  • обеспеченности работников средствами индивидуальной защиты (далее - СИЗ);
  • условий труда на рабочих местах.

Оценка по гигиеническим нормативам

         В данном случае аттестующие должны оценить все имеющиеся на рабочем месте факторы производственной среды и трудового процесса, характерные для технологического процесса и оборудования, применяемых на данном месте (п. 15 Порядка).

Перечень факторов производственной среды и трудового процесса, подлежащих оценке, формируется исходя из государственных нормативных требований охраны труда, характеристик технологического процесса и производственного оборудования, применяемых сырья и материалов, результатов ранее проводившихся измерений показателей вредных и (или) опасных производственных факторов, а также предложений работников.

      

Для оценки применяют инструментальные измерения.

Кроме того, анализируют уровни факторов производственной среды и трудового процесса в ходе осуществления штатных производственных (технологических) процессов и (или) штатной деятельности организации.

        Гигиеническая оценка условий труда должна проводиться в соответствии с документом "Руководство по гигиенической оценке факторов рабочей среды и трудового процесса. Критерии и классификация условий труда" (Р 2.2.2006-05), утвержденным 29.07.2005 Главным государственным санитарным врачом РФ. Согласно этому Руководству выделяют (табл. 1) четыре класса вредности и опасности рабочих мест. Все зафиксированные в ходе оценки гигиенических нормативов данные заносят в протокол измерений и оценок.

Классы вредности по гигиеническим условиям труда

Оценка травмоопасности рабочих мест

      При оценке травмоопасности рабочих мест аттестующая организация исследует (п. 21 Порядка):

1) производственное оборудование. В частности, проверяются наличие и соответствие норме:

  • комплекта эксплуатационной документации;
  • средств защиты работников от воздействия движущихся частей производственного оборудования, а также разлетающихся предметов;
  • ограждений элементов производственного оборудования, повреждение которых связано с возникновением опасности, включая наличие фиксаторов, блокировок, герметизирующих и других элементов, сигнальной окраски и знаков безопасности;
  • сигнализаторов нарушений нормального функционирования производственного оборудования, средств аварийной остановки, включая наличие устройств, позволяющих исключить возникновение опасных ситуаций при полном или частичном прекращении энергоснабжения и последующем его восстановлении, а также повреждении цепи управления энергоснабжением (самопроизвольного пуска при восстановлении энергоснабжения, невыполнения уже выданной команды на остановку);
  • защиты электрооборудования, электропроводки от различного рода воздействий.
    2) приспособления и инструменты, используемые при осуществлении технологических процессов.
    3) соответствие подготовки работников по вопросам охраны труда установленным требованиям (совместное Постановление Минтруда России и Минобразования России от 13.01.2003 N 1/29).

          Аттестующая организация выясняет, соответствуют ли вышеуказанные объекты требованиям охраны труда (их невыполнение может привести к травмированию работников), в том числе:

  •  требованиям по защите от механических воздействий;
  •  требованиям по защите от воздействия электрического тока;
  •  требованиям по защите от воздействия повышенных или пониженных температур;
  •  требованиям по защите от токсического воздействия химических веществ.
             Оценивая травмоопасность производственного оборудования, специалисты анализируют техническую документацию, которая содержит требования безопасности при выполнении работ, проводят внешний осмотр оборудования в ходе штатной работы на соответствие его состояния требованиям действующих нормативных правовых актов по охране труда.

       Инструменты и приспособления осматривают и проверяют на предмет соответствия их состояния требованиям нормативных правовых актов по охране труда.

          Также могут проверить наличие сертификатов или деклараций соответствия требованиям безопасности.

       По результатам оценки травмоопасности условия труда классифицируются по трем классам.

 

Класс травмоопасности рабочего места

Оценка обеспеченности работников СИЗ

         После того как оценены гигиенические условия труда и травмоопасность рабочих мест, начинается следующий этап аттестации - оценка обеспеченности работников средствами индивидуальной защиты.

       Для оценки обеспеченности работников СИЗ специалисты аттестующей организации:

  • сопоставляют номенклатуры фактически выданных СИЗ с соответствующими типовыми нормами бесплатной выдачи работникам СИЗ;
  • проверяют наличие сертификатов (деклараций) соответствия СИЗ, выданных работникам;
  • проверяют, выполняется ли порядок обеспечения работников СИЗ (установлен Приказом Минздравсоцразвития России от 01.06.2009 N 290н);
  • оценивают соответствие выданных СИЗ фактическому состоянию условий труда на рабочем месте.

        Рабочее место считается соответствующим требованиям обеспеченности работников СИЗ при условии соблюдения всех требований по обеспечению СИЗ. При наличии одного и более несоответствий, рабочее место считается не соответствующим требованиям обеспеченности работников СИЗ.

       Если выдача средств индивидуальной защиты предусмотрена типовыми нормами бесплатной выдачи работникам СИЗ, установленными законодательством, и требуется по фактическому состоянию условий труда, оценка обеспеченности работников средствами индивидуальной защиты оформляется протоколом оценки обеспеченности работников СИЗ на рабочем месте. Его образец приведен в Приложении N 5 к Порядку.
Для проведения аттестации рабочих мест по условиям труда работодателю следует подготовить ряд документов.

Итоги аттестации рабочих мест по условиям труда

       По итогам аттестации производится комплексная оценка состояния условий труда на рабочем месте. Она включает в себя результаты всех предыдущих оценок (п. 36 Порядка). Обращаем ваше внимание, что понятие "условно аттестовано", как и ранее, не применяется.

       При отнесении условий труда к опасным учреждение должно разработать и реализовать комплекс мер, направленных на снижение уровня воздействия опасных факторов производственной среды и трудового процесса либо на уменьшение времени их воздействия.

      После проведения аттестации рабочих мест работодатель обязан  сдать отчёт в трудовую инспекцию.

       После проведения аттестации работодатель в течение 10 календарных дней с даты издания приказа о завершении аттестации и утверждения отчета об аттестации должен  направить в государственную инспекцию труда в субъекте Российской Федерации (п. 45 Порядка):

  • сводную ведомость результатов аттестации рабочих мест по условиям

    труда;

  • сведения об аттестующей организации.

      Руководитель  образовательного учреждения  должен направить документы на бумажном и электронном носителях.

      На электронном носителе эти документы передаются аттестующей организацией в федеральную систему сбора, обработки и хранения данных.
     До вступления в силу нового Порядка аттестации рабочих мест по условиям труда работодатель должен был направить в трудовую инспекцию:
- перечень аттестованных рабочих мест;

- ведомости рабочих мест подразделений организации и результатов их аттестации;
- сводную ведомость рабочих мест организации и результатов их аттестации;
- сведения об аттестующей организации.

 

АЛГОРИТМ

работы профактива при проведении аттестации рабочих мест по условиям труда

 

1-ый этап

(подготовка к проведению аттестации рабочих мест по условиям труда):

(руководитель ОУ - профком - комиссия по ОТ)

  1. организация обучения уполномоченного по охране труда основам аттестации рабочих мест (АРМ);
  2. получение информации от работодателя о сроках АРМ, рабочих местах, подвергающихся АРМ;
  3. постановка задач уполномоченным по охране труда на определение факторов производственной среды и трудового процесса, вызывающих особый контроль;
  4. определение рабочих мест, на которых заняты работники, претендующие на компенсацию и льготы, на которых развиваются профзаболевания;
  5. постановка задач уполномоченным по ОТ на личное присутствие при проведении измерений и оценок на вышеуказанных рабочих местах;
  6. ознакомление уполномоченным по охране труда профактива с графиком проведения АРМ;
  7. сбор информации уполномоченным по охране труда об имеющихся нарушениях по охране труда на рабочих местах.

 

2-ой этап

(проведение измерений и оценок)

(председатель аттестационной комиссии – профком – уполномоченный по ОТ)

  1. проверка соответствия перечня рабочих мест, перечня химических веществ, распределения измеряемых химических факторов по рабочим местам фактическим условиям на рабочих местах;
  2. проверка средств измерений;
  3. проверка соблюдения технологического процесса и операций при проведении исследований и оценок;
  4. ознакомление с промежуточными результатами исследований;
  5. ознакомление с протоколами исследований;
  6. сопоставление результатов исследований с ранее проведёнными исследованиями (за прошлую АРМ);
  7. анализ причин отклонения показателей по текущим исследованиям от проведённых ранее (при наличии отклонений);
  8. вынесение вопроса на заседание аттестационной комиссии о проведении дополнительных обследований. При несогласии с результатами исследований – подготовка аргументации.

 

3-ий этап

(проведение  оценки и травмобезопасности)

(председатель аттестационной комиссии – профком – уполномоченный по ОТ)

  1. проверка соответствия оборудования эксплуатационной документации;
  2. проверка наличия эксплуатационных документов и документов по охране труда на рабочих местах;
  3. проверка наличия удостоверений по охране труда и других разрешительных документов (электробезопасность) у работников;
  4. проверка проходов, проездов, блокировок, ограждений;
  5. проверка исправности и сведений об испытаниях инструмента и приспособлений;
  6. при выявлении нарушений – вынесение вопроса на заседание аттестационной комиссии о приведении оборудования, инструмента, приспособлений, средств обучения в соответствие с государственными нормативными требованиями либо внесение информации в протокол оценки травмобезопасности и карты аттестации.

 

 

4-ый этап

(проведение оценки обеспеченности СИЗ)

(председатель аттестационной комиссии – профком – уполномоченный по ОТ)

  1. анализ причин профзаболеваний и производственного травматизма в учреждении, выявление причин, связанных с отсутствием и неэффективностью СИЗ;
  2. анализ типовых отраслевых норм, норм коллективного договора, инструкции по охране труда (применительно к аттестуемым местам);
  3. проверка наличия сертификатов соответствия на СИЗ;
  4. проверка соответствия СИЗ имеющимся вредным и опасным факторам;
  5. проверка наличия и правильности оформления карточек выдачи СИЗ;
  6. проверка отметок об испытаниях СИЗ (при необходимости);
  7. проверка организации ремонта, стирки СИЗ;
  8. проверка выдачи СИЗ совместителям;
  9. проверка правильности замены СИЗ;
  10. при выявлении нарушений – вынесение вопроса на заседание аттестационной комиссии о приведении СИЗ и порядка их эксплуатации в соответствие с государственными требованиями либо внесение информации в протокол оценки обеспеченности СИЗ и карты аттестации.

 

5-ый этап

(комплексная оценка условий труда)

(председатель аттестационной комиссии – профком – уполномоченный по ОТ)

  1. анализ сводной ведомости результатов АРМ и сводной таблицы классов условий труда;
  2. анализ перечня профессий и должностей, претендующих на компенсации за работу во вредных и тяжёлых условиях труда, коллективного договора, состояния травматизма и профзаболеваний в организации и сопоставление результатов анализа с показателями в сводной ведомости результатов АРМ и сводной таблицы классов условий труда;
  3. при наличии сокращений в предоставлении компенсаций при угрозе жизни и здоровью вынесение вопроса на заседание аттестационной комиссии о проведении дополнительных обследований или приостановке деятельности. При несогласии с результатами исследований - подготовка аргументации.

 

6-ой этап

(работа с результатами аттестации рабочих мест)

(руководитель ОУ - профком - комиссия по ОТ- уполномоченный по ОТ)

  1. рассмотрение плановых мероприятий по улучшению условий труда;
  2. опрос уполномоченным по ОТ об имеющихся проблемах на рабочих местах;
  3. сопоставление плана мероприятий по улучшению условий труда и проблем на рабочих местах;
  4. внесение корректировки в план, при несогласии работодателя – рассмотрение предложений на комиссии по охране труда образовательного учреждения и других инстанциях;
  5. руководитель образовательного учреждения совместно с комиссией по охране труда знакомят работников под роспись с картами АРМ;
  6. разработка предложений о внесении изменений в коллективный договор в части изменения норм выдачи СИЗ и предоставления компенсаций за вредные и тяжёлые условия труда;
  7. проконтролировать внесение изменений в трудовые договоры работников, занятых во вредных и тяжёлых условиях труда.